Сегодня: 26.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Новости с ВЭФ по Якутии

3.09.2021

YKTIMES.RU – Во Владивостоке 2-4 сентября в гибридном формате проходит VI Восточный экономический форум, главная тема деловой программы – “Новые возможности Дальнего Востока в меняющемся мире”. Помимо основных мероприятий состоится Молодежный ВЭФ и форум “ВЭФ Юниор”, а также выставка “Улица Дальнего Востока”. Организатором форума выступает Фонд Росконгресс, сообщате ТАСС.

Путин поручил продумать разные варианты увеличения вывоза угля с Эльгинского месторождения

Президент РФ Владимир Путин предложил рассмотреть различные варианты увеличения объемов вывоза угля с Эльгинского месторождения, расположенного в Якутии.

“По поводу месторождения Эльга и выхода к Охотскому морю. Здесь Юрий Петрович [Трутнев, вице-премьер – полпред президента в ДФО ] сказал, что, конечно, государство заинтересовано в том, чтобы компании и бизнес, которые занимаются добычей угля, развивали и железнодорожную инфраструктуру, в том числе построили за свой счет железную дорогу к Охотскому морю для того, чтобы осуществлять экспортные поставки”, – сказал Путин в пятницу на встрече с модераторами и спикерами ключевых сессий Восточного экономического форума.

По словам президента, “вместе с тем, есть некоторые вопросы”. Глава государства уточнил, что компании, которые хотели бы построить такую дорогу, просят увеличить объем вывоза добываемого угля до 25 млн тонн.

“Это было совсем недавно, они начали с 5 млн тонн. Мы уже многократно увеличили объем вывозимой продукции. Если при действующей инфраструктуре увеличить еще на 5 млн тонн, то тогда это можно сделать только за счет сокращения вывоза других производителей. А там есть и такие города, населенные пункты, которые напрямую завязаны на эту производственную деятельность. И ущемлять их интересы, на мой взгляд, это неправильно”, – заметил Путин.

Он предложил несколько вариантов решения вопроса. Во-первых, по словам президента, можно было бы увеличить объем вывоза за счет лучшего диспетчирования железнодорожных перевозок, а также за счет привлечения более современной локомотивной тяги. Путин напомнил, что РЖД работает над обновлением парка локомотивов, “но заинтересованные компании могли бы, допустим, приобрести, передать РЖД эти локомотивы – современные, новые, мощные, – которые позволили бы на действующей инфраструктуре увеличить объемы вывозимой продукции”.

“Потом РЖД расплачивалась бы с ними постепенно на полученную тягу. Нужно подумать над тем, как решить эту задачу, не ущемляя интересов других производителей, это чрезвычайно важно”, – подчеркнул глава государства.

При этом, по его словам, в целом этот вопрос решаем.

Путин также предложил подумать над источниками финансирования строительства железной дороги к Охотскому морю. Президент предложил министру финансов Антону Силуанову подумать над возможностью предоставить помощь из Фонда национального благосостояния (ФНБ) компаниям, которые заявляют о желании построить железную дорогу.

“Антон Германович, здесь тоже надо подумать, рассматривался вопрос даже о финансировании из ФНБ вопроса о процентах. Если такие же проценты, как в коммерческих банках, для участников процесса это не очень интересно. Здесь разные варианты возможны, надо только подумать”, – резюмировал Путин.

Белоусов поручил найти оптимальные варианты вывоза угля с Эльгинского месторождения

Первый вице-премьер Андрей Белоусов поручил Минтрансу, Минэнерго, РЖД, ФАС и Минэкономразвития определить предельные объемы дополнительного вывоза угля с Эльгинского месторождения в Якутии по частной ветке Байкало-Амурской магистрали, которые не приведут к сокращению отгрузок других грузоотправителей. Об этом в пятницу сообщает РБК со ссылкой на протокол совещания о проработке финансовой модели строительства ветки БАМа, прошедшее 27 августа под руководством Белоусова.

Белоусов отметил, что при дополнительном вывозе угля с Эльгинского месторождения не справедливо нарушать планы других экспортеров и поручил найти оптимальные варианты вывоза, пишет издание со ссылкой на источник в правительстве. Первый вице-премьер также рекомендовал генеральному директору “Эльгаугля” Александру Исаеву доработать проект с учетом максимальных объемов вывоза угля с месторождения и затрат на строительство глубоководного порта, временных технологических дорог и искусственных сооружений. При возникновении дефицита средств следует проработать вопрос об их привлечении из Фонда национального благосостояния. К 8 октября профильные ведомства должны подготовить согласованные предложения по проекту Эльга – Чумикан, на основании представленных “Эльгауглем” в правительство дополнительных материалов, говорится в протоколе совещания.

Профильные ведомства сейчас ищут оптимальное решение по вывозу угля с Эльгинского месторождения. Строительство полностью частной дороги может привести к некоторым ограничениям на инфраструктуре РЖД на время строительства собственной инфраструктуры, сообщили изданию в пресс-службе Минэнерго.

Глава РЖД Олег Белозеров 2 сентября в рамках Восточного экономического форума отмечал, что если “эльгинские коллеги” готовы гарантировать объемы отгрузок своими капитальными вложениями, то РЖД это поддерживает.

Ранее о том, что компания “Эльгауголь” предложила построить железнодорожную линию от Эльгинского месторождения в направлении Тихого океана, сообщил Белозеров. Вице-премьер Марат Хуснуллин, курирующий строительство Восточного полигона (модернизацию БАМа и Транссиба), поручил профильным ведомствам проработать проект строительства ветки.

Эльгинское месторождение угля, расположенное в Якутии, – одно из крупнейших в мире. Запасы месторождения по классификации JORC достигают 2,2 млрд т коксующегося угля.

Стоимость второго этапа модернизации Восточного полигона увеличилась до 777 млрд рублей

Стоимость второго этапа модернизации Восточного полигона увеличилась на 57 млрд рублей, она составит 777 млрд рублей. Об этом сообщил глава РЖД Олег Белозеров на сессии Восточного экономического форума.

“Черный лебедь” – это изменение стоимости металлопроката, стоимости строительных материалов. За последние полгода мы видим рост порядка 30-40%. Это повлияет на стоимость проекта. На сегодняшний момент мы вынесли эти документы, советом директоров утвердили стоимость была 720 млрд рублей, сейчас будет 777 млрд рублей”, – сказал он.

“Мы будем, соответственно, сейчас как инвестпроект рассматривать, как сбалансировать эту ситуацию”, – подчеркнул Белозеров.

Модернизация Восточного полигона – один из крупнейших инфраструктурных проектов в России. Первый этап проекта предусматривает увеличение в 2021 году провозной способности БАМа и Транссиба в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока до 144 млн т. Реализация второго этапа позволит увеличить пропускную способность магистралей до 180 млн т в год до 2024 года.

Якутия планирует добыть в 2021 году рекордные объемы золота, угля, газа и нефти

Республика Саха (Якутия) по итогам 2021 года планирует добыть рекордные объемы золота, угля, газа и нефти, сообщил в пятницу на Восточном экономическом форуме глава региона Айсен Николаев.

“Мы находимся на первом месте в стране по запасам алмазов, урана, олова. На втором – по серебру, сурьме и коксующемуся углю, по золоту – на четвертом месте. В этом году мы ожидаем очередных исторических рекордов по добыче золота – свыше 40 т, угля – мы выйдем на добычу порядка 35 млн т, газа – 12 млрд кубов и нефти – свыше 17 млн т”, – сказал Николаев.

Он отметил, что государственные балансы учли порядка 3 тыс. месторождений, 16 тыс. проявлений минерального сырья. “800 недропользователей ведут деятельность по 3 тыс. лицензиям. Из них более 60% лицензий – на разведку и добычу. Если быть точным, 1 931 [месторождений]”, – сказал Николаев.

Росатом, Якутия и Минвостокразвития подписали соглашение о безуглеродной атомной генерации

Представители госкорпорации “Росатом”, Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики и правительства Якутии подписали в рамках Восточного экономического форума соглашение по реализации проекта безуглеродной атомной генерации в Арктической зоне. Об этом в пятницу сообщила пресс-служба Росатома.

“Начиная с 2018 года мы ускоренными темпами реализуем проект сооружения АЭС малой мощности в российской Арктике, которая является новым эталоном экологически чистого и надежного источника энергии, служащего на благо региона и его населения”, – заявил генеральный директор Росатома Алексей Лихачев.

Со стороны Якутии соглашение подписал глава республики Айсен Николаев, а со стороны министерства – его глава Алексей Чекунков. Стороны планируют рассмотреть возможность использования концессионной модели при поддержке АО “ВЭБ Инфраструктура” для реализации проекта сооружения атомной станции малой мощности с реакторной установкой РИТМ-200Н в Якутии.

Строительство позволит преодолеть основные инфраструктурные ограничения запуска перспективных коммерческих проектов на территории Северо-Якутской арктической зоны и обеспечит стабильность энергоснабжения и цен на электрическую энергию. Электрическая мощность станции составит не менее 55 МВт, срок службы незаменяемого оборудования – до 60 лет.

Путин: возможная докапитализация “Авроры” будет зависеть от деятельности авиакомпании

Президент России Владимир Путин считает, что вопрос докапитализации авиакомпании “Аврора” можно будет решать в зависимости от того, как она развернет свою деятельность.

“Надо посмотреть, как все это заработает, как реально “Аврора” развернется, и в зависимости от этого подумать о возможной докапитализации”, – сказал глава государства в пятницу на встрече с модераторами ключевых сессий Восточного экономического форума (ВЭФ).

Он напомнил, что данные вопросы ранее уже обсуждались.

“Надо внимательно к этому присмотреться”, – сделал акцент президент.

Путин также указал на необходимость проработать вопрос снятия избыточных требований с малых аэропортов в России.

“Требования к малым аэропортам избыточные, совершенно очевидно, и над этим абсолютно точно надо подумать”, – подчеркнул он. “Надо не только подумать, но и реализовать ряд предложений”, – добавил президент.

В декабре 2019 года глава государства поручил внести инициативы о создании авиакомпании для перевозок на Дальнем Востоке. Проект включен в программу социально-экономического развития Дальнего Востока до 2024 года и на перспективу до 2035 года. Рейсы единой дальневосточной авиакомпании по первым маршрутам и тарифам, предусмотренным постановлением правительства РФ, были запущенны с 26 июля.

2 сентября на совещании по социально-экономическому развитию Дальневосточного федерального округа Путин отмечал, что единая дальневосточная авиакомпания, созданная на базе сахалинской “Авроры”, будет обслуживать свыше 530 маршрутов к 2025 году.

Путин назвал недопустимыми сбои при организации льготных авиаперевозок из ДФО

Президент РФ Владимир Путин назвал недопустимой ситуацию, когда жители Дальнего Востока не могут купить льготные билеты из-за того, что выделенная на это субсидия не поступила региону или была исчерпана.

“У нас действует программа субсидируемых билетов на перелеты с Дальнего Востока в европейскую часть России”, – напомнил глава государства в четверг на совещании по вопросам социально-экономического развития региона, которое проводится на полях Восточного экономического форума.

В текущем году, по его словам, она охватывает не только льготные категории населения, но и всех жителей Дальневосточного федерального округа (ДФО).

“Однако в некоторых регионах граждане в этом году не смогли купить льготные авиабилеты: либо исчерпан лимит этих билетов, хотя до конца года еще много времени, либо регион вовсе не получил субсидию <…> Такая ситуация, конечно, недопустима”, – указал Путин.

Он подчеркнул, что вопрос субсидируемых авиабилетов нужно держать на постоянном контроле.

Белоусов: операционные субсидии “Авроре” на 2022-2024 годы составят более 20 млрд рублей

Объемы операционных субсидий единой дальневосточной авиакомпании “Аврора” до 2024 года составят более 20 млрд рублей, сообщил первый вице-премьер Андрей Белоусов на совещании с президентом Владимиром Путиным по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока на полях Восточного экономического форума (ВЭФ).

“Мы договорились на 2022 год об объемах операционной субсидии для компании [“Аврора”] для покрытия затрат. Это примерно 6 млрд рублей. <…> Мы предлагаем на 2023-2024 годы, с учетом плана компании по раскатке новых маршрутов и увеличения количества перевозимых пассажиров по социальным маршрутам, увеличить размер субсидии. На 2023 год, по расчетам, это 7 млрд 111 млн рублей, на 2024 год – 7 млрд 850 млн рублей”, – сказал Белоусов.

Первый вице-премьер отметил, что авиакомпания планирует до 2025 года включительно закупить 45 воздушных судов.

“Парк компании – 131 судно, плюс, как вы сказали во вступительном слове, уже подписано соглашение, еще на закупку 45 воздушных судов до 2025 года включительно, в рамках консолидированного заказа на авиационную технику”, – отметил он.

По словам Белоусова, к 2024 году компания планирует расширить количество маршрутов до 631, из которых 530 будут социальными. По социальным маршрутам планируется перевезти почти 2 млн человек.

Савельев: допсубсидии в 5,4 млрд рублей необходимо выделить авиакомпаниям в течение недели

Российские авиакомпании могут не успеть до конца года освоить дополнительные субсидии на перевозки, если средства не будут выделены в течение недели. Об этом сообщил министр транспорта Виталий Савельев в рамках совещания с президентом РФ Владимиром Путиным по социально-демографическому развитию ДФО в рамках ВЭФ-2021.

“Обращение Минтранса сейчас находится в правительстве. Это 5,4 млрд рублей. Если деньги не будут выделены в течение недели, то [авиакомпании] 5,4 млрд рублей не освоят, потому что высокий сезон заканчивается. Если в течение недели мы выделим эти деньги, то большая их часть пойдет именно на Дальний Восток”, – подчеркнул он.

Савельев напомнил, что 2021 год уже является рекордным по объемам субсидирования авиаперевозок, как по программе для Дальнего Востока, так и по программе перелетов минуя Москву. В текущем году уже выделено 21,43 млрд рублей, при этом в 2020 году на субсидирование авиаперевозок было выделено порядка 15,2 млрд рублей, а в 2019 году – 15,1 млрд рублей, в 2018 году – 7,6 млрд рублей.

Ранее в ходе совещания президент России Владимир Путин обратил внимание на то, что ежегодно профильное министерство “с боем” получает субсидии на льготные авиаперевозки из ДФО. Он также подчеркнул, что вопрос субсидируемых авиабилетов нужно держать на постоянном контроле, и дал поручение создать систему, которая позволит каждый год автоматически выделять субсидии на льготные перевозки с Дальнего Востока.

“Колмар” планирует к 2023 году увеличить объем добычи и переработки угля в год вдвое

Угледобывающая компания “Колмар” планирует к 2023 году увеличить вдвое объем мощности добычи и переработки угля в год. Об этом сообщила в пятницу на сессии Восточного экономического форума председатель совета директоров АО “Колмар груп” Анна Цивилева.

“Мощность добычи, переработки угля на сегодняшний момент составляет 12 млн т угля в год. К 2023 году это количество увеличится вдвое”, – сказала Цивилева.

Она отметила, что компания “Колмар” в 2020-2021 гг. ввела в эксплуатацию, построила основные производственные объекты.

“Это сейчас на данном этапе три обогатительные фабрики, три новые шахты и терминал по перевалке угля в Хабаровском крае”, – добавила Цивилева.

“Колмар” является якорным резидентом территории опережающего развития “Южная Якутия”, владеет Инаглинским и Денисовским горно-обогатительными комплексами в Нерюнгринском районе Якутии. Балансовые запасы компании превышают 1 млрд тонн угля.

Инфраструктурные кредиты позволят построить порядка 350 тыс. кв м жилья в городах Якутии

Инфраструктурные кредиты дадут возможность в ближайшие годы возвести порядка 350 тыс. кв м жилья в двух крупнейших городах Якутии – Якутске и Нерюнгри. Об этом сообщил в интервью ТАСС на полях Восточного экономического форума глава Якутии Айсен Николаев.

Ранее сообщалось, что Якутия получила инфраструктурный кредит в размере 4,16 млрд рублей и направит их на реализацию трех проектов: комплексной застройки квартала “Воинская часть” Якутска, квартала “Р” в Нерюнгри, строительство жилья и инфраструктуры по проекту “Модернизация и развитие российских мощностей по созданию современного речного флота для внутренних водных путей”.

“Уверен, что реализация двух проектов в общей сложности позволит построить в ближайшие годы порядка 350 тыс. кв м жилья и даст возможность в дальнейшем наращивать строительство еще порядка более 200 тыс. кв м жилья, которые смогут к этой инфраструктуре подсоединиться”, – сказал Николаев.

Кроме того, по словам главы республики, реализуют проект строительства жилья для работников строящейся в Якутии Жатайской судоверфи.

Инфраструктурные бюджетные кредиты предоставляются субъектам России на срок не менее 15 лет по ставке не более 3% годовых.

Более 3 млрд рублей направят на финансирование инфраструктуры в Якутии по облигациям

ДОМ.РФ с помощью инфраструктурных облигаций привлечет более 3 млрд рублей на возведение инфраструктуры под жилищное строительство в Якутии. Соответствующий меморандум на Восточном экономическом форуме в пятницу подписали генеральный директор ДОМ.РФ Виталий Мутко и глава Якутии Айсен Николаев.

“ДОМ.РФ с помощью механизма инфраструктурных облигаций привлечет более 3 млрд рублей для финансирования строительства инфраструктуры в Якутии. <…> В рамках меморандума планируется построить в квартале “Воинская часть” в Якутске школу на 990 мест, две допгруппы детского сада, а также поликлинику на 600 посещений. А в квартале “Р” в Нерюнгри возведут детский сад на 250 мест и объекты инженерной инфраструктуры”, – говорится в сообщении ДОМ.РФ.

В целом инфраструктурные облигации позволят реализовать в Якутии два проекта комплексного строительства общей жилой площадью 359,7 тыс. кв. м: в Якутске – квартал “Воинская часть” (проект “Звездный”) площадью 264,8 тыс. кв. м и в Нерюнгри – квартал “Р” площадью 94,9 тыс. кв. м.

С помощью облигаций ДОМ.РФ можно создавать дорожную, инженерную и социальную инфраструктуру для нового жилья, а также общегородскую инфраструктуру. Механизм может быть использован в проектах ГЧП и концессиях. Денежные средства от размещения облигаций выдаются по льготной ставке, которая обеспечивается субсидией из федерального бюджета. ДОМ.РФ выступает поручителем по облигациям, займы дочерним обществам субъектов России и строительным компаниям выдаются под гарантию субъекта России.

Силуанов заявил, что Дальнему Востоку нужны не субсидии, а условия для развития

Дальнему Востоку необходимы условия для развития, а не субсидирование, заявил министр финансов РФ Антон Силуанов в рамках совещания с президентом Владимиром Путиным по социально-демографическому развитию Дальневосточного федерального округа.

“Когда мы говорим о том, что давайте больше денег дадим на поддержку регионов, мне кажется, здесь все-таки надо говорить об удочке, давать деньги инвестиционного плана, развивать экономику”, – пояснил Силуанов. “Наша задача – создать условия для развития. Для этого есть специальные налоговые режимы, работают они, и сегодня об этом говорили, хорошо работают. Есть специальная программа, которая наполняется и увеличивается по объему финансирования, и эта программа как раз направлена на развитие, на создание новых рабочих мест, и, соответственно, налоговой базы и улучшение жизни людей”, – добавил глава Минфина.

Он подчеркнул, что большинство регионов Дальнего Востока имеют бюджетную обеспеченность выше средней.

“Было сказано – недостаточно бюджетной обеспеченности по регионам Дальнего Востока. В целом, мы посчитали, бюджетная обеспеченность – это только у нас дотации, но если посмотреть все трансферты, которые идут на территорию Дальнего Востока, субсидии, межбюджетные трансферты, то шесть регионов из одиннадцати по территории Дальнего Востока имеют бюджетную обеспеченность с субсидиями и иными целевыми трансфертами выше средней”, – уточнил Силуанов.

“Газпром нефть” увеличит поставки нефти с Чаяндинского месторождения до 1,7 млн т

Завершение разработки нефтяных оторочек (нефтяная часть газонефтяной или газоконденсатно-нефтяной залежи) и окончание развития инфраструктуры ресурсной базы магистрального трубопровода “Сила Сибири” – Чаяндинского месторождения – позволит “Газпром нефти” нарастить сдачу нефти в нефтепровод “Восточная Сибирь – Тихий океан” до 1,7 млн т ежегодно. Об этом в кулуарах Восточного экономического форума журналистам сообщил глава компании Александр Дюков.

“Дополнительное увеличение мощности инфраструктуры позволит уже в 2021 году нарастить объемы добычи на Чаянде и объемы сдачи нефти в ВСТО. Завершение строительства инфраструктуры промысла позволит компании сдавать в ВСТО до 1,7 млн т нефти ежегодно”, – сказал он.

Чаяндинское нефтегазоконденсатное месторождение – одно из крупнейших на Востоке России. Является базовым для формирования Якутского центра газодобычи и ресурсной базой для газопровода “Сила Сибири” (наряду с Ковыктинским месторождением в Иркутской области). Создание Якутского центра газодобычи в первую очередь направлено на обеспечение газом российских потребителей. С его развитием формируются необходимые условия для газоснабжения и газификации населенных пунктов Якутии и других регионов Дальнего Востока.

В Якутии запустят проект помощи для адаптации инвалидов к самостоятельной жизни

Проект по адаптации молодых инвалидов к самостоятельной жизни вне интернатов запускают в Якутии при поддержке ВЭБ.РФ. Об этом сообщил в четверг в рамках сессии Восточного экономического форума (ВЭФ) первый заместитель председателя правительства региона Кирилл Бычков.

“В результате реализации проекта 12 молодых инвалидов покинут психоневрологические интернаты и будут жить в условиях социальной квартиры без необходимости стационарного обслуживания. Кроме этого, 18 молодых инвалидов будут обучены навыкам самообслуживания, коммуникации для самостоятельной жизни и самореализации”, – сказал Бычков.

Главная цель проекта – помочь людям с ментальными расстройствами адаптироваться к самостоятельному проживанию. Как пояснил Бычков, задачей проекта является организация сопровождаемого проживания. Это позволяет адаптировать людей к жизни в домашней обстановке, считают власти региона.

В Якутии создадут фонд кино и анимации для поддержки региональных проектов

Власти Якутии планируют создать фонд кино и анимации для поддержки региональной киноиндустрии. Об этом сообщил глава региона Айсен Николаев в рамках сессии Восточного экономического форума (ВЭФ).

“Мы сейчас выделяем средства на развитие кино в размере около 80 млн рублей на конкурсной основе. Надо также привлекать и частные средства, будем создавать фонд кино и анимации, который будет привлекать внебюджетные инвестиции”, – сказал Николаев.

Кроме этого, по словам Николаева, к 2035 году ожидается двукратное увеличение числа занятых в креативных индустриях Якутии – с текущих 42 тыс. до 95 тыс. человек. Сейчас вклад креативных индустрий в валовый региональный продукт “пока не очень большой – 2,4%”. Однако власти намерены довести этот показатель как минимум до 4% к 2035 году.

Ранее руководитель службы аналитики корпорация развития республики Афанасий Захаров сообщал, что в 2022 году запустят крупнейший креативный кластер в Якутске для подготовки специалистов киноиндустрии. Кроме того, к концу 2021 года планируется представить стратегию развития якутского кинематографа, которая будет разработана на период до 2025 года.

Создание технологического центра

В свою очередь на сессии “Важнейшее из искусств: перспективы кинокластера на Дальнем Востоке” в рамках ВЭФ художественный руководитель государственной кинокомпании “Сахафильм” и председатель Союза кинематографистов Якутии Алексей Романов сообщил, что создание подобного кластера на Дальнем Востоке позволит кинематографистам использовать оборудование в Якутии, а не перевозить его из Москвы.

“Наши коллеги ездят и из Москвы или других городов, берут оборудование, когда снимают фильмы. Мы предлагаем при нашей государственной кинокомпании “Сахафильм” создать технологический центр, тем более у нас концепция разрабатывается по поручению главы региона, чтобы оказывать технические услуги всем нашим коллегам-кинематографистам всего нашего Дальневосточного округа”, – рассказал Романов.

Технологический центр должен стать частью кинокластера, создание которого планируется на Дальнем Востоке. В первую очередь планируется объединить кинематографистов ДФО в единую ассоциацию.

“Почему бы нам для начала не провести форум кинематографистов Дальнего Востока? Например, с такой тематикой, как “Кинематография, как одно из ведущих направлений креативной индустрии на Дальнем Востоке”, – предложил Романов.

Также планируется создать справочный сайт, на котором должна появляться информация о развитии кино на Дальнем Востоке, о членах ассоциации, а также создаваемых и уже отснятых фильмах.

 


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question