Сегодня: 29.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

При цене нефти в $50 за бар. бюджет теряет порядка 2 трлн нефтегазовых доходов

16.01.2023

YKTIMES.RU – Российский бюджет зависит от объемов добычи нефти и котировок на мировом рынке – именно с этих показателей нефтяные компании платят налоги. Доходы бюджета в 2023 году ожидаются на уровне 26,13 трлн рублей, в них – 8,94 трлн рублей приходятся на нефтегазовый сектор, пишет “Российская газета”.

Свой комментарий telegram-каналу “Центр РЭ” дал руководитель Центра развития энергетики для связи.

При цене нефти в $50 за баррель и добыче в 10 млн баррелей в сутки бюджет потеряет порядка 2 трлн нефтегазовых доходов – однако эта оценка сильно зависит от курса рубля. При ослаблении рубля до 85 руб. за доллар бюджет может получить запланированные 8,9 трлн нефтегазовых доходов в 2023 году (хотя покупательная способность и снизится из-за инфляции). Ослабление рубля – основной инструмент стабилизации бюджета при падении цен на нефть (как это было, например, в 2014 году). Дополнительные налоги на экспортёров без ослабления рубля способны дать лишь незначительные 300-400 млрд руб.

Более трети поставок за границу сейчас приходится на другие сорта нефти, в первую очередь на сорт ESPO (ВСТО), который изначально экспортируется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, главным образом в Китай. Его экспортная цена сейчас – 66 долларов за баррель. Есть еще экспортные сорта сахалинской нефти – Sokol, Vityaz. Их стоимость сейчас выше 70 долларов за баррель. Есть также арктические сорта нефти Arco, Arco/Novy Port и Varandey, ранее они поставлялись только на европейский рынок, но с мая прошлого года начались поставки в страны АТР.

Основной вопрос, что будет с ценами на сорта нашей нефти после 5 февраля, когда вступит в силу эмбарго ЕС на импорт российских нефтепродуктов, а также потолок цен на них, которые пока не установлен. Однозначно предсказать динамику дисконта сложно. Очевидно, что эмбарго на нефтепродукты скорее должно увеличить дисконт, поскольку будет стимулировать российские нефтекомпании пытаться экспортировать больше нефти, в противном случае им придётся сокращать добычу. С другой стороны, по мере постепенной адаптации рынка к санкциям дисконт должен начать сокращаться. Мы предполагаем, что дисконт скорее вырастет в феврале-марте и затем начнёт постепенно снижаться.

В январе Urals торгуется в среднем по 49 долларов за баррель, хотя по сообщению) Bloomberg, 6 января она торговалась уже на уровне около $38 за баррель. По информации Reuters, крупнейший покупатель российской нефти – Китай – на фоне сложной внешнеполитической обстановки добивается дополнительных скидок. Можно предположить, что в дальнейшем к подобной политике прибегнет Индия и Турция.

***
Страны G-7 планируют ввести два варианта потолка цен, отдельно для светлых и для темных российских нефтепродуктов. Мера должна заработать одновременно с эмбарго ЕС на их импорт из России – 5 февраля этого года. Решение использовать два (или даже больше) варианта ограничений для стоимости наших нефтепродуктов можно объяснить несколькими причинами, как экономическими, так и чисто техническими, полагают эксперты @en_tran:

Два потолка нужно потому, что светлые (авиакеросин, бензин, дизтопливо и их производные) и темные нефтепродукты (мазут) торгуются по совершенно разным ценам. Например, сейчас дизтопливо на мировом рынке стоит около $850 за тонну, а мазут – $350. Администрировать такой механизм отдельных ограничений будет сложнее, чем на нефть, но таков рынок нефтепродуктов: там десятки наименований. Эффект потолка в большей степени пока достигается не жестким администрированием, а тем, что российские компании вынуждены перенаправлять нефть в Азию в условиях нехватки танкеров. В случае нефтепродуктов эффект будет ещё сильнее.

Из мазута произвести авиакеросин нельзя. Газойли (компонент дизтоплива) – можно, но для этого необходим достаточно сложный НПЗ с установками гидроочистки и висбрекинга или замедленного коксования. Такие НПЗ есть в Турции, на Ближнем Востоке, в Индии, а также в Китае. Вопрос больше в экономической целесообразности транспортировки мазута на такие расстояния – в ряде случаев цена на мазут должна быть очень низкой, чтобы это стало рентабельно. По данным “Российской газеты”, Россия экспортирует более 40 млн тонн мазута в год, и значительная часть его направляется на НПЗ разных стран для производства бензина и дизеля.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question