Сегодня: 23.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Продовольственные суда «под реку Лена»

2.07.2016

YKTIMES.RU – Как решить задачу не из легких — с наименьшими потерями и недорого доставить в 12 арктических улусов картофель и другие овощи местных сельхозпроизводителей, а обратно вывезти всю промысловую рыбу — замечательную, белую, деликатесную, которая может вылавливаться сотнями тонн? Мало кто знает, что эта непростая задачка решается уже 10 лет ОАО «Туймаада-Агроснаб» — столько лет ее рефрижераторному флоту, состоящему из двух судов. Накануне Дня работника речного и морского флота наряду с поздравлениями хочется рассказать о планах, пишет газета “Якутия“.

Два уникальных теплохода, нужных Северу

Республике повезло, что во время распада СССР и экономического спада удалось сохранить три из четырех построенных в Германии теплоходов?рефрижераторов, соз-данных специально для эксплуатации на Лене, в условиях ограниченных глубин, а также погрузки-выгрузки на необорудованные берега. Они снабжены холодильными установками, позволяющими перевозить скоропортящиеся продовольственные товары и вывозить промысловую продукцию.

Всего было заказано шесть судов этого типа, но успели построить только четыре. Прозорливое решение в рамках тогдашней Продовольственной программы — теплоходы могли решить проблему северного завоза в части продовольствия и вывоза рыбы. А значит, сделать перспективной жизнь как жителей арктических районов с их традиционным рыболовством, так и местных сельхозтоваропроизводителей Центральной Якутии, да и держать цены на овощи и рыбу в разумных пределах.

Вообще плюсов много, ведь всем известно, что речной транспорт в северных условиях самый недорогой.

Ныне задачу решают два судна — «Магдебург» и «Михаил Мальчиков» грузоподъемностью по 400 тонн каждый. В июле они выходят на северную Лену, там в местах вылова в Жиганском и Булунском улусах замораживают рыбу. Далее «Магдебург» идет на Индигирку в Чокурдах, где также загружается рыбой.

Примерно к 1 сентября суда возвращаются в Якутск, загружаются местными картошкой и овощами и идут во второй рейс на север, привозя рыбу уже не только с Лены и Индигирки, но  также с Яны и Колымы, доходя до Среднеколымска.

За один раз оба теплохода могут доставить до тысячи тонн отличной рыбной продукции. Конечно, многое зависит от погодных условий, например, в прошлом году шторма долго мешали выходу в море.

Удалось удешевить процесс в целом. ОАО «Туймаада-Агроснаб» приобретало суда с классом «О» — озерные, которые в море выходили в сопровождении ледоколов, что значительно повышало стоимость перевозок. Но в результате модернизации и проектной работы они были переквалифицированы в более высокий класс «М?ПР2,5 (лед20)», позволяющий самостоятельно ходить на морских участках. В результате экономятся миллионы рублей.

Решение непростой задачи

Сегодня неохваченными остаются Анабарский и левая часть Булунского улуса — реки Оленек и Анабар, где в советское время вылавливали до 600 тонн рыбы. Третий теплоход-рефрижератор мог бы решить этот вопрос. Хотя все суда прибыли в Якутию еще в 1991 году, при грамотной эксплуатации они практически новые. Если бы республика приобрела еще один теплоход, это бы во многом улучшило жизнь северян. Теплоход мог бы заходить в реки Оленек и Анабар.

Если сейчас два корабля «Туймаады-Агроснаб» вывозят до 40% выловленной на севере Якутии рыбы, то три теплохода-рефрижератора могли бы вывозить еще больше продукции, себестоимость которой ниже, чем у той, которая вывозится зимником или авиатранспортом. В свою очередь более дешевым стал бы северный завоз.

Надо понимать, что такие рефрижераторные суда «под реку Лена» уникальны. Недавно работу нашего плавучего холодильника наблюдал заместитель министра сельского хозяйства, руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков. Он воскликнул: «Повезло вам, таких судов нигде в России больше нет!».

Планы создания инфраструктуры под эти суда есть. Это опорные пункты в улусах с овощехранилищами и хладокомбинатами, создание береговой инфраструктуры прямо на рыболовецких участках — холодильные установки и оборудование шоковой заморозки, небольшие мелкосидящие суда для сбора рыбы на рядом стоящих участках вылова рыбы. Тогда объемы — как завозимых овощей, так и вывозимой рыбы — увеличились бы в полтора-два раза, поскольку рейсов стало бы не два, как сейчас, а три-четыре. Образно говоря, арктический Север вздохнул бы свободней.

Рыбы у нас вылавливается значительно меньше квоты, а это значит, что пустует множество рабочих мест, рыбаки зарабатывают меньше, чем могли бы. Они ждут развития рефрижераторного флота и создания опорных пунктов на местах.

В эти дни открывается 14?я навигация для теплоходов?рефрижераторов ОАО «Туймаада-Агроснаб». Поздравляем с ее открытием команды судов, желаем семи футов под килем, удачи, здоровья и успехов в труде на благо всей республики!

Справка

ОАО «Туймаада-Агроснаб» указом Президента Рес-публики Саха (Якутия) от 17 октября 2002 года определено оператором агропромышленного комплекса республики по заготовке и ввозу сельхозпродукции водным, авиационным и автомобильным транспортом в арктические районы и вывозу промысловой продукции, производству и переработке сельхозпродукции, поставке сельхозтехники и запчастей к ней, товаров производственно-технического назначения.

Наш человек

Капитан Лебедев, сохранивший теплоход

От имени всех жителей республики хочется поздравить капитана теплохода «Магдебург», заслуженного работника народного хозяйства РС (Я) Василия Лебедева с Днем речника. Это человек, 36 лет работающий на Лене. Почему от всех жителей? Представляете, 25 лет назад он сам принимал судно с постройки! И за четверть века ни разу не проводил на нем капитальный или даже средний ремонт — не было надобности, настолько отлажена капитаном работа на родном корабле.

Есть что рассказать капитану, который работает в тяжелейших условиях Арктики, ходит, преодолевая шторма моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря, когда волна накрывает не только палубу, но и надстройку.

Капитан Лебедев, который сам организует погрузку-отгрузку на северных реках уже много навигаций подряд, конечно, имеет свое видение:

— В ледниках, которые служили верой и правдой сотни лет, рыба хранится при  -12 градусах, в результате чего снижается срок ее хранения. Нужны современные модульные холодильники и оборудование шоковой заморозки. При этом такие установки можно располагать в удобных для рыбаков местах. Только так можно загрузить работой рыбаков и сохранить качество выловленной рыбы на северных реках Якутии.

Что ж, очень хозяйский и государственный подход к решению важной для якутян задачи. Да и не только якутян, ведь все мы знаем, что рыбы не хватает на столах всех россиян.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question