Сегодня: 29.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Прокуратура на страже прав муниципалитетов

14.03.2016

YKTIMES.RU – На XXI (очередном) пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) 14 марта 2016 года рассмотрен проект закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Республики Саха (Якутия)», основанием для разработки которого послужил протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Гулягина от 31 декабря 2015 года № 42-7-2015/6956 на пункт 1 части 3 и пункт 5 части 4 статьи 13, часть 3 статьи 20, часть 4 статьи 42, часть 2 и часть 3 статьи 44, часть 2 статьи 47 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 года № 674-IV, сообщает пресс-служба Ил Тумэна.

Проект закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Республики Саха (Якутия)», инициированный Правительством Якутии, полностью устраняет замечания, изложенные в протесте заместителя Генерального прокурора России. При обсуждении данного проекта закона в зале для пленарного заседания присутствовал представитель Прокуратуры Российской Федерации, заместитель Прокурора Республики Саха (Якутия), старший советник юстиции Борис Самойленко.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 13 Земельного кодекса Якутии к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области земельных отношений отнесено преимущественное право на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже по цене, за которую он продаётся, за исключением случаев продажи с публичных торгов.

Аналогичное полномочие в области земельных отношений предоставлено пунктом 5 части 4 этой же статьи Земельного кодекса республики органам местного самоуправления городских округов. Указанные нормы вступили в противоречие с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 101 -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Согласно вносимым в Земельный кодекс Якутии изменениям, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области земельных отношений будут относиться преимущественное право на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже по цене, за которую он продаётся, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с частью 3 статьи 20 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) категории работников организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, имеющих право на получение земельного участка в виде служебного надела, а также условия предоставления указанных участков устанавливаются решением Правительства Якутии. Между тем на федеральном уровне установлен иной перечень источников законодательства, устанавливающих категории работников организаций, имеющих право на получение служебных наделов, а также условия их предоставления. Так, согласно части 2 статьи 24 Земельного кодекса РФ категории работников организаций отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, поэтому законопроектом часть 3 статьи 20 Земельного кодекса республики приводится в соответствие с нормами Земельного кодекса Российской Федерации.

Проектом закона вносится ряд изменений в статью 22 Земельного кодекса республики, которая регулирует организацию торгов по продаже земельных участков, проводимых в форме аукционов, или права на заключение договора аренды земельных участков. В частности, предлагается изложить наименование данной статьи в новой редакции: «Организация торгов, проводимых в форме аукциона, по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

В соответствии с частью 4 статьи 42 Земельного кодекса республики, плата за приобретение права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия), и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется по результатам торгов, проводимых в соответствии с федеральным законодательством, либо на основании отчёта независимого оценщика и взимается в соответствии с договором аренды земельного участка.

На основании пункта 16 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации результатом аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, является установление в договоре аренды ежегодного размера арендной платы либо размера первого арендного платежа. В силу пункта 21 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации задаток, внесённый лицом, признанным победителем аукциона, засчитывается в счет арендной платы в рамках заключенного договора. Таким образом, включение в договор аренды положений об обязательном внесении какой-либо другой суммы помимо арендной платы (первого арендного платежа) и положений о задатке указанной нормой закона не предусмотрено.

В этой связи предлагается часть 4 статьи 42 Земельного кодекса республики изложить в следующей редакции: «В случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона. В случае заключения договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за такой земельный участок определяется в размере начальной цены предмета аукциона».

Частью 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Настоящим законопроектом части 2 и 3 статьи 44 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) приводятся в соответствие с указанной нормой.

Согласно части 2 статьи 47 Земельного кодекса Якутии, полевой земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, земельный участок сайылычного хозяйства под летнюю усадьбу, земельный участок сайылычного хозяйства под сельскохозяйственные угодья, переданные в аренду, приобретаются гражданами по истечении трёх лет с момента заключения договора аренды таких земельных участков по цене, установленной в размере 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий, при условии надлежащего их использования.

Однако, согласно протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, данная норма, определяющая размер цены приобретения в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, противоречит требованиям федерального законодательства, а также Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).

Частью 2 статьи 39.4 Земельного кодекса РФ установлено, что при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации – в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации – в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления – в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Поэтому законопроектом часть 2 статьи 47 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) признаётся утратившей силу.

Также законопроектом вносятся изменения в статью 48 Земельного кодекса республики, регулирующую перечень сведений об управлении и о распоряжении земельными участками, подлежащих опубликованию в средствах массовой информации. Законопроект «О внесении изменений в Земельный кодекс Республики Саха (Якутия)» принят в первом чтении.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question