Сегодня: 19.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

“Северный поток” — быть или не быть?

30.09.2022

YKTIMES.RU – Четыре утечки обнаружены на сегодняшний день на двух газопроводах “Северный поток” в Балтийском море. На поверхности воды бьют “гейзеры”, так выходит оставшийся в трубопроводах метан, сообщает ИнфоТЭК.

По данным Минобороны Дании, самый крупный выход газа создает волнения на поверхности диаметром 1 километр. Самый маленький — делает круг около 200 метров. По разным оценкам, выход газа может закончиться в воскресенье, однако точно предсказать окончание этого процесса довольно затруднительно. Nord Stream AG ожидает, что этот процесс завершится к понедельнику.

После того, как газопроводы опустеют, их начнет заполнять морская вода, после чего процесс восстановления трубопроводов может еще более осложниться, если не принять срочные меры, хотя и на старте это довольно нетривиальная задача. Службы безопасности Германии уже высказали опасения, что трубы газопроводов навсегда окажутся непригодными для использования после актов диверсии.

Так это или нет, какие есть варианты по обеспечению сохранности газопроводов, какой длины участки могут быть повреждены и каков алгоритм ремонта газопроводов ИнфоТЭК подробно разобрал с экспертом по энергетике, президентом фонда “Основание” Алексеем Анпилоговым.

По его словам, действительно, внутри трубопроводов серьезного антикоррозийного покрытия нет.

“Внутри трубопроводов подразумевается восстановительная среда, а не окислительная. Метан является химическим восстановителем. Соответственно, там внутри — чистый металл. По опыту, если там углеродистая сталь, то при заполнении водой серьезные коррозийные изменения металла могут начаться в срок до одного месяца. Основным окислителем в морской воде является кислород, от его содержания будет зависеть как быстро будет идти реакция”, — пояснил Анпилогов.

Однако эксперт отметил, что морская вода запустит процесс коррозии, но это не будет значить, что труба будет целиком непригодна для дальнейшего использования. Понимания какой протяженностью участок трубы поврежден и на какое расстояние морская вода сможет зайти в трубу пока нет ни у кого, однако есть варианты как минимизировать последствия этого.

“Сейчас трубопровод перекрыт, то есть новый газ в него не поступает. И для того, чтобы морская вода не заливалась внутрь газопровода нужно сейчас поддерживать в нем избыточное давление, достаточно небольшое, потому что основная масса трубопровода лежит на глубинах до 100 метров, 10 метров водяного столба обеспечивает давление 1 атм., соответственно, 100 метров — это 10 атм., по сравнению с рабочим давлением газопровода, которое составляет 22 МПа, то есть 220 атм., — пояснил Анпилогов. — То есть можно достаточно серьезно опустить давление и при этом морская вода не зайдет в газопровод, но только в ту часть, которая идет от нашей компрессорной станции “Портовая”. КС “Портовая” может спокойно продавливать до места разрыва эти 10 атмосфер, которые удержат газопровод от поступления воды”.

Однако такое решение возможно только для участка, идущего от КС “Портовая”, так как в Грайфсвальде (точка выхода газопровода “Северный поток” на берегу Германии) нет газоперекачивающих агрегатов, способных поддерживать давление в участке газопровода с этой стороны. В этом и заключается уникальность КС “Портовая”, которая за счет своего рабочего давления в 220 атм. может продавливать газ вплоть до Германии на расстояние более 1200 километров.

Эксперт отметил, что участки трубопроводов от острова Борнхольм до немецкого побережья не такие протяженные, порядка 100 километров и, скорее всего, они достаточно быстро будут заполняться морской водой после того, как из них выйдет остаточный газ.

Для поддержания давления в трубопроводах со стороны России необходимы решения и действия “Газпрома” и оператора проекта Nord Stream AG о возможном начале прокачки небольших объемов, чтобы труба была наполнена в основном газом, а не морской водой. Но отсюда вытекает другая проблема — с ремонтом газоперекачивающих агрегатов КС “Портовой”, которые были выведены из эксплуатации в соответствии с предписаниями Ростехнадзора.

“Соответственно, сейчас нужно разрешение на их аварийный запуск для поддержания давления в трубе, потому что по мере выхода природного газа из трубы давление в ней будет уменьшаться”, — отметил эксперт.

По словам эксперта, сейчас картина выглядит следующим образом: участки газопроводов повреждены взрывами, часть из них будет заполнена морской водой и станет непригодной для дальнейшей эксплуатации.

“Пока неясно сколько это 10, 20 или 100 километров, так как масса факторов влияет на эту ситуацию, но бОльшая часть газопроводов будет находиться в исправном состоянии, даже если не будут запущены в работу газоперекачивающие агрегаты на КС “Портовая”. В какой-то момент времени установится гидродинамическое равновесие, которое не позволит трубам заполняться водой”, — считает Анпилогов.

Шведский сейсмолог Бьёрн Лунд ранее оценил, что один из взрывов на “Северном потоке” по мощности был эквивалентен взрыву более 100 кг динамита.

Анпилогов отметил, что 100 килограммов тротила могут вызвать разрушения трубы на достаточно небольшом расстоянии от места взрыва, поэтому проверке будет подлежать лишь несколько километров.

Однако, чтобы провести работы необходимо как можно быстрее получить разрешение Дании на работу в ее территориальных водах. С учетом того, что регулятор Швеции заявил о наличии двух утечек в территориальных водах своей страны, то еще и Швеции.

“Сейчас это вопрос по большому счету не РФ, а Дании и Германии. Если Германии необходима энергетическая безопасность, то она должна найти рычаги давления на Данию, чтобы максимально быстро допустить заинтересованных лиц, в первую очередь, компанию Nord Stream AG для инспекции трубопроводов. С учетом санкций ремонт “Северных потоков” видится совсем нетривиальной задачей”, — отметил эксперт.

Это связано с тем, что оператору проекта Nord Stream AG, находящемуся под санкциями, нужно нанимать специалистов, заказывать услуги, оплачивать счета, привлекать оборудование и суда для проведения ремонтных работ. Помочь в ремонте может баржа “Фортуна”, которая вместе с судном “Академик Черский” и достраивала “Северный поток 2″, но ее еще нужно пригнать к месту выполнения работ. Здесь же тот случай, когда действовать надо быстро.

“Предстоит непростая операция: нужно будет обрезать поврежденные участки, загерметизировать их с помощью клапанов, продавить через них с помощью давления лишнюю воду, далее с помощью судна-трубоукладчика эти плети поднять, оценить их состояние, провести дефектоскопию, может ультразвуковой контроль и опрессовку трубы на давление, затем нарастить плети дополнительными трубами. Аналогичную работу необходимо будет провести на участках со стороны побережья Германии, затем состыковать плети и опустить на дно Балтийского моря. После завершения всех необходимых процедур можно будет снова пустить газ”, — резюмировал эксперт.

Описанные экспертом действия выглядят четкими, логичными и последовательными, но это в идеальном мире, в реальности же мы имеем целый клубок связанных между собой, но нерешенных проблем: санкционный режим, напряженные отношения РФ и Запада, взаимные обвинения, необходимость ремонта газоперекачивающих агрегатов Siemens на КС “Портовая”, невозможность привлечения иностранных судов-трубоукладчиков, сжатые сроки и т. д. И возникнет ли общее желание распутать этот клубок и починить “Северные потоки”, а заодно может и международные отношения — станет ясно уже в ближайшие недели. Верится с трудом, особенно когда бенефициары атак на газопроводную инфраструктуру очевидны.

“Интересантов гарантированного прекращения поставок газа из России в Европу по северному коридору — довольно много, несмотря на слова госсекретаря США. Да что далеко ходить, сами Соединенные Штаты, а также страны так называемого англо-саксонского блока и Украина — первые в списке. В начале февраля президент США Джозеф Байден на встрече в Вашингтоне с канцлером ФРГ Олафом Шольцем заявил “Если Россия вторгнется, если ее танки пересекут границу Украины, то не будет никакого “Северного потока — 2″, мы положим ему конец. Обещаю вам, мы сможем это сделать”. Сейчас эти слова приобретают совсем другое звучание”, — отметил политолог Сергей Корнеевский.

И не вызывает удивления тот факт, что диверсия произошла тогда, когда стало понятно, что попытки Германии найти альтернативы российскому газу не увенчались успехом. Сентябрьское газовое турне на Ближний Восток канцлера Олафа Шольца в очередной раз провалилось, а взрывы газовой инфраструктуры не оставили Европе пространства для компромисса с Россией.

“Удар по стратегической инфраструктуре — это экстраординарное происшествие, новый эпизод гибридной войны, что рискует еще сильнее раскрутить спираль эскалации. И тут важно понимать, что не только экономические, но и военные риски возрастают для всей Европы, в том числе и для проамериканских стран. А вот для самих Соединенных Штатов, надежно укрытых за океаном, ситуация сулит большой выигрыш”, — отметил Корнеевский.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question