Школа против COVID-19: вернется ли образование в классы?
YKTIMES.RU – Переход на онлайн-формат обучения весной 2020 г. стал для школ сложным испытанием: многие так и не смогли полноценно наладить учебный процесс. О способах решения этой проблемы на региональном уровне 10 декабря говорили участники 7-й глобальной конференции по цифровым технологиям в образовании EdCrunch on Demand, организаторами которой выступают НИТУ “МИСиС” и Университет 20:35 при поддержке Минобрнауки и Mail.Ru Group, сообщает пресс-служба НИТУ «МИСиС».
Модератором дискуссии, посвященной проблемам школьного онлайн-образования, стал Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ. В обсуждении приняли участие Алексей Дренин, директор Департамента образования и молодежной политики ХМАО; Татьяна Васильева, заместитель министра просвещения Российской Федерации; Евгения Серебрякова, министр образования Новгородской области; Софья Балакирева, министр образования и науки Кемеровской области; Михаил Сивцев, министр образования и науки Республики Саха (Якутия).
В условиях онлайн-обучения весной школам приходилось проводить около 2700 уроков в день. Высшие учебные заведения частично был готовы принять такой удар. Для школ ситуация оказалась более критичной. В большинстве российских школ есть компьютерные классы, но коммуникационных сервисов, платформ для смешанного обучения, интерактивных и адаптивных задачников, симуляторов и игр в распоряжении нет.
Также о сложностях в организации учебного процесса на дому говорили и родители. Семьи оказались психологически не готовы к учебе дома, это вызвало большой всплеск негатива. 40% родителей учеников младших классов заявили, что детям на удаленке постоянно требуется помощь. Треть респондентов сообщили, что дома нет условий для дистанционного обучения, поскольку члены семьи мешают друг другу заниматься, и учеба неизбежно страдает. А у 700 тысяч школьников, особенно живущих в отдаленных районах, вообще не оказалось дома устройств для доступа в интернет.
Для исследователей «коронакризис» стал временем возможностей. Они пришли на помощь учителям и администрации, изучили скрытые процессы, выявили барьеры и разработали рекомендации по их преодолению. Главной задачей стало решение вопросов организации образовательного процесса: учителям оказалось непросто вложить классический формат урока в онлайн-формат, однако с помощью ученых и разрабатываемой ими методологии задача постепенно решается.
Часть проблем, связанных с переходом на удаленный формат учебы, удалось решить еще до начала второй волны пандемии. Учителя прошли срочную переподготовку, школы, в которых не хватало компьютерной техники и ПО, максимально переоснастили, ученикам, у которых не было компьютеров, была оказана помощь в их приобретении.
Участники дискуссии согласились, что впереди остается еще много работы, которая должна проводиться на уровне администрации образовательных организаций, департамента и министерства образования, а также региональных министерств. Все эти испытания стали хорошей практикой, поскольку в российских школах часто бывают карантины и из-за других заболеваний, и из-за экстремально-низких температур. Некоторые решения изменят школу навсегда, но рано или поздно этот кризис будет преодолен, и накопленным опытом и наработками страна будет пользоваться и в будущем.
“Первый урок, который мы все вместе извлекли из пандемии, связан с созданием безопасных условий и с реализацией образовательного процесса в целом. Система образования стала сильнее чем она была до пандемии, так как уже имеет сформированные навыки. Сегодня наши школы имеют хорошие условия с точки зрения создания безопасности. Наступает время новых возможностей,” — говорит Михаил Сивцев, министр образования и науки Республики Саха (Якутия).
VII глобальная конференция по новым образовательным технологиям EdCrunch On Demand проходит в Москве с 8 по 10 декабря. Организаторы конференции – НИТУ «МИСиС» и Университет 20.35 при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Mail.ru Group.
Также вас может заинтересовать:
- Как получить налоговый вычет на образование (25.01.2024)