Сегодня: 20.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Сколько должны стоить бриллианты?

2.01.2015

YKTIMES.RU – В начале ноября основатель и руководитель группы Rapaport Мартин Рапапорт разослал всей отрасли послание, в котором выразил глубокое беспокойство по поводу более 100 тысяч переоцененных бриллиантов стоимостью сверх $1 млрд и обманутых покупателей, купивших их по завышенной цене, сообщает Дарья Платонова, шеф-редактор Азиатского бюро Rough&Polished.

В развернутой статье Рапапорта «Честная оценка» главным обвиняемым в завышенной оценке бриллиантов называется Европейская геммологическая лаборатория (European Gemological Laboratory, EGL) c разветвленной мировой сетью независимых алмазных лабораторий. В результате в начале декабря EGL заявила о закрытии отдельных лабораторий и прекращении существования своего международного бренда EGL International. Кто прав, а кто виноват в ценовой непрозрачности бриллиантов?

Переоцененными бриллиантами Rapaport называет бриллианты, сертифицированные по терминологии Геммологического института Америки (Gemological Institute of America, GIA), которые при проверке непосредственно GIA получают ниже более одного класса по цвету или чистоте, нежели заявлено в первоначальной оценке.

«Ущерб для алмазной индустрии вследствие установления, принятия и поддержки культуры, которая практикует систематическое искажение информации о качестве бриллиантов и прямой обман потребителей, ведет к разрушению отрасли изнутри», – написал председатель группы Rapaport.

Он подчеркнул, что больше всего продавая переоцененные бриллианты рискуют рителейры, работающие непосредственно с конечными потребителями. «Когда покупатели поймут, что купили переоцененный бриллиант, то попытаются его вернуть, получить свои деньги обратно», – пишет Рапапорт. Добавим, что в случае американцев – еще и подать в суд за причинённый финансовый и моральный ущерб.

По информации из статьи, обладателей переоцененных бриллиантов – уже сотни тысяч. Что произойдет, если они все пойдут возвращать свои бриллианты?  «В любом случае, это нанесет огромный ущерб доверию всем бриллиантам со стороны потребителей, – предупредил Рапапорт, – ждите в социальных сетях общественной кампании, размаха которой мы еще никогда не видели и с трудом можем представить».

В своей статье Мартин Рапапорт настаивает на том, что единая международная классификация бриллиантов существует и эта классификация – GIA, поэтому если в оценке используется терминология GIA, то и производить оценку стоит по техническим параметрам, принятым GIA.

Проблема в том, что из четырех характеристик 4Cs бриллианта – вес в каратах, огранка, чистота, цвет – точно количественно измерить можно только одну. Остальные три характеристики оцениваются человеком, а значит являются субъективными и расхождения здесь неизбежны. RapNet, торговая площадка Rapaport, это признает, но допускает расхождение в пределах одного класса выше или ниже.

Не секрет, что сертификаты разных лабораторий могут различаться, даже при соблюдении стандартов и терминологии GIA. Распространенная в отрасли, но, конечно, неофициальная позиция – если нужно получить более высокую оценку бриллианта – отправь его в EGL или IGI, если нужен более престижный сертификат – в GIA, AGS или HRD.

Эта информация также выложена на сайтах многих авторитетных ритейлеров и доступна любому потребителю, изучающему рынок перед важной покупкой. Например, на сайте крупнейшей частной розничной ювелирной сети в США Shane Company прямо сообщается, что институт IGI оценивает цвет и чистоту бриллиантов менее строго, чем GIA, а EGL International стабильно оценивает бриллианты на 2-2.5 класса выше, чем GIA.

Статья «Честная оценка» поднимает много вопросов и заставляет задуматься о существующей практике продаж бриллиантов потребителям. Интересно, почему статья не затрагивает крупные бренды, которые также используют терминологию GIA для независимой оценки в собственных лабораториях и выдают потребителям сертификаты от имени бренда. Сравнивал ли кто-нибудь эти заключения с результатами повторной оценки GIA в статистически значимых количествах?

Взять лучших из лучших. Бриллиант от бренда De Beers Forevermark, который оценивает свои камни независимо, но по терминологии GIA, скорее всего на 100% совпадет с оценкой GIA. Но за бриллиант Forevermark вы все равно заплатите значительно больше, чем за бриллиант с такими же характеристиками, но не брендовый. Потому что характеристики 4C не включают брендинг, рыночную коньюнктуру и многие другие факторы, влияющие на цену камня самым непосредственным образом.

Более того бренды премиум-класса вроде Forevermark и Tiffany рекламируют потребителям, что их бриллианты обладают уникальными свойствами и оцениваются по шкале выше «упрощенных» 4С, когда к основным параметрам добавляются дополнительные критерии оценки вроде симметрии и точности огранки.

Вопрос только в том, что когда потребитель, уверенный в том, что все эти дополнительные «апгрейды» бриллианта увеличивают его стоимость, попробует продать свой камень обратно скупщикам, то стоимость его оценят по старым добрым 4C и дадут за него скорее всего столько же, сколько за небрендовый бриллиант с такими же характеристиками и сертификатом GIA. Получается, в данном случае покупатель переплачивает за бренд?

Другой известный бренд бриллиантов премиум-класса Hearts On Fire зачастую указывает характеристики своих бриллиантов не точно, а в определенном диапазоне. Например, цвет может быть от I до J, а чистота от VS1 до SI2. А ведь по терминологии GIA это четыре класса разницы! То есть покупая изделие по одной и той же цене вам может достаться бриллиант с чистотой VS1, VS2, SI1 или SI2 – почти как в лотерее. Можно ли считать такую практику честной по отношению к потребителям?

Возьмем другой пример и сравним цены на аналогичные бриллианты, предлагаемые брендом Jared, принадлежащем Signet Jewelers, и онлайн-магазином Blue Nile. Бриллиант весом 1 карат, с цветом H, чистотой VS1, огранкой класса Good и сертификатом GIA предлагается на сайте Jared за $7,900, а в магазине Blue Nile от $5,000 и выше. Разница – почти в $3000, а также, вероятно, в отсутствии у Blue Nile сети оффлайн-магазинов, которые очень дорого содержать. Выходит, в данном случае покупатель переплачивает за возможность посетить магазин, воочию увидеть и примерить бриллиант?

Ну и наконец на самом сайте Blue Nile стоимость бриллианта весом 1 карат, с цветом H, чистотой VS1, огранкой класса Good и сертификатом GIA может также варьироваться в диапазоне нескольких тысяч долларов США. В выборке бриллиантов с данными характеристиками, доступных на момент моего запроса, разница составляла более $2,500.

Я обратилась за комментарием к специалисту Blue Nile. “Мы оцениваем наши бриллианты на основе цены, за которую мы их покупаем, а не по весу или качествам камня, как большинство других ритейлеров. Мы работаем с 40 разными огранщиками бриллиантов, каждый из которых имеет собственную уникальную систему ценообразования”, – сообщила Кристина, специалист службы поддержки клиентов Blue Nile.

“Поэтому вы обнаружите, что многие бриллианты с идентичными параметрами будут значительно различаться в цене”, – пояснила она и заверила, что с более дешевыми бриллиантами все в порядке. «Просто если мы заплатили за них меньше, то и вам они достанутся дешевле». Вот такие простые и честные рыночные отношения с потребителем.

Как здесь разобраться, кто прав и сколько объективно должен стоить наш бриллиант 1-карат-H-VS1-Good-GIA? Если цель сертификации бриллиантов – дать им понятную, справедливую и прозрачную цену, то на этих простых примерах можно убедиться, что система 4C, к сожалению, стопроцентного решения не предлагает, а скорее является эдаким справочником потребителя.

В действиях Rapaport действительно есть рациональное зерно – привести цены на бриллианты к какому-то единому и универсальному знаменателю – с благородной целью заботы о потребителе. Таким знаменателем, по мнению, высказанному в статье «Честная оценка», должна стать классификация и технические параметры 4C по GIA. Лучше-то все равно пока ничего нет. Кажется, мы зашли в тупик.

Отрасль сама запутывает потребителя, с одной стороны, рекламой уникальности каждого бриллианта, исключительности огранки и самого сверкающего блеска бриллиантов от такого-то и такого-то бренда. Кстати, у меня предложение маркетологам включить возраст бриллиантов в ценообразование, наподобие выдержки у коллекционных вин. Ведь приятно осознавать, что у тебя на пальце – фрагмент сотворения мира возрастом три миллиарда лет.

С другой стороны, эта же отрасль стремится сделать бриллианты простым товаром, который можно разложить по техническим компонентам безо всякой там таинственности и романтики, как тушки тунца. В этом заключается главное противоречие и внутренний конфликт бриллиантовой отрасли, которые и подрывают доверие потребителей.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question