Сегодня: 19.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Структура расходов бюджета РФ и импорт с начала 2023 года

14.05.2023

YKTIMES.RU – Появились подробности по какому направлению были потрачены рекордные государственные расходы за январь-февраль 2023, хотя в официальных пресс релизах Минфин РФ настойчиво скрывает структуру расходов, сообщает telegram-канал “Spydell_finance“.

В рамках консолидированного бюджета России за январь-февраль 2023 совокупные расходы составили 8.7 трлн без учета межбюджетных трансфертов, сальдо по которым образует ноль. Рост расходов по отношению к январь-февралю 2022 составил 41% или 2.5 трлн руб.

В структуре расходов на федеральный бюджет пришлось почти 2/3 (5.7 трлн руб). Обычно 50-52%, а по итогам 2022 федеральный бюджет имел долю 56% в консолидированном бюджете. Форсирование расходов было обусловлено активностью федерального бюджета и авансированием госзакупок в начале года.

В структуре прироста совокупных расходов на 2.5 трлн за год почти 95% пришлось лишь на пять направлений: Министерство обороны через оборонные расходы, которые увеличились в 3.9 раза (!) за год с 525 млрд до 2036 млрд или плюс 1511 млрд руб, далее национальная экономика – плюс 54% г/г или 298 млрд руб, социальная политика – плюс 11% или 276 млрд, образование – плюс 24% или 162 млрд и здравоохранение – плюс 20% или 126 млрд.

За январь-февраль 2022 оборонные расходы были лишь на пятом месте по объему распределенных средств, занимая долю 8.5% в общих расходах, а в 2023 оборонные расходы на втором месте сразу после социальной политики, занимая долю 23.3%!

Не стоит экстраполировать 2 трлн за пару месяцев на весь год, т.к. значительная часть расходов – это авансирование ВПК в начале 2023, но разумно было бы делать проекцию на 8 трлн по итогам года против 5.5 трлн в 2022 и 3.6 трлн в 2021, хотя этот параметр, вероятно, не знает даже сам Минфин (события меняются очень быстро).

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность в 2023 может составить 4.4 трлн, что заложено в прогноз правительства.

По расходной части фактор СВО оценивается около 5 трлн сверхрасходов на нацбезопасность и оборону в соответствии с базой 2021 и инфляцией 2022-2023.

***
Государственные расходы можно свести в четыре укрупненные категории.

▪️ Человеческий капитал – образование, здравоохранение, культура, кинематография, физическая культура и спорт.

▪️ Экономика и инфраструктура – национальная экономика, ЖКХ (в том числе расходы на благоустройство городов), охрана окружающей среды.

▪️ Государственный аппарат – нацбезопасность, правоохранительная деятельность, национальная оборона, СМИ и общегосударственные расходы (функционирование правительства, законодательная и исполнительная власть, судебная система, финансирование всех министерств и чиновнического аппарата, международные отношения, фундаментальные исследования и т.д).

▪️ Соцрасходы – пенсии, пособия и все адресные субсидии в пользу населения.

В оценке государственных расходов с учетом инфляции можно оценить приоритеты государства.

С 2013 по 2019 год социальные расходы оставались на одном уровне в реальном выражении, существенно выросли в 2020 на антиковидной поддержке и вновь немного сокращаются с 2021.

Расходы на человеческий капитал снижались в реальном выражении с 2013 по 2017, существенно выросли с 2018 по 2020 и также стагнирует с нисходящей траекторией с 2021.

Расходы на экономику и инфраструктуру резко снизились с 2014 (поддержка банковской системы) по 2016, а с 2017 сформировался устойчивый восходящий тренд, где рост расходов продолжался и в 2022.

Акцент государства на экономике и инфраструктуре выступил одним из основных стабилизирующих факторов, позволяющим вывести экономику из затяжной стагнации 2013-2017, и спасти от обрушения в 2020 и 2022.

Госаппарат не был в приоритете с 2013 по 2021 (реальные расходы сократились на 7%), но с 2022 резкий рост, который будет продолжен в 2023.

С 2023 года государственный аппарат (в основном через оборону и безопасность) будет доминировать в ущерб прочим статьям расхода, в первую очередь человеческому капиталу, т.к. сжатие социальных расходов законодательно ограничено. Расходы на экономику могут продолжить рост, т.к. государство обеспечивает основные инвестиции и спрос.

***
Несмотря на санкции, торговую блокаду и падение курса рубля в начале года, объем импорта в Россию остается на очень высоком уровне.

По уточенным данным ЦБ на 12 мая импорт за 1 кв 2023 составил 73 млрд долл по сравнению с 71.5 млрд в 2022, 64.6 млрд в 2021, 56 млрд в 2020 и 55.5 млрд в 2019.

Абсолютный рекорд был в 1 кв 2013 – 76.6 млрд, поэтому можно констатировать, что поставки товаров в Россию восстановились, преимущественно из Китая, хотя полная географическая структура остается засекреченной.

Экспорт составил 101.8 млрд за 1 кв 2023, годом ранее было 154.5 млрд, в 2021 – 93.3 млрд, в 2020 – 89.2 млрд, в 2019 – 102.6 млрд, т.е. экспорт вполне соответствует докризисному уровню за исключением аномального 2022.

Даже с точки зрения экспорта – практически полная потеря европейского рынка и эмбарго на российские энергоносители не разрушили внешнюю торговлю. В денежном выражении экспорт соответствует «нормальным» показателям, свойственным 2017-2019.

В статистике удивление вызывает объем экспорта в марте, который вырос на 30% к февралю, достигая почти 40 млрд долл (близко к максимуму в период с 2017 по 2021), тогда как средние цены на нефть, газ и металлы упали с февраля по март.

Когда детализированная статистика закрыта остается лишь гадать о причинах, но такой рост выглядит нелогичным и аномальным в нынешней конфигурации ситуации.

Экспорт и импорт за апрель неизвестны, но есть статистика по торговому балансу, который составил 12.7 млрд за апрель и 41.5 млрд за январь-апрель. Много это или мало? В прошлом году за аналогичный период было 113.7 млрд, но стечение обстоятельств в 2022 были, мягко говоря, нестандартными и очень редкими (рекордные цены на сырье и еще не перекрытые поставки).

В 2021 торговый баланс за январь-апрель был 39.1 млрд, в 2020 – 40.7 млрд, в 2019 – 61.8 млрд.

Даже со всеми ограничениями, торговый баланс в 2023 остается на относительно высоком уровне и лишь на 12% ниже, чем средний торговый баланс за январь-апрель с 2015 по 2021.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question