Сегодня: 18.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

УФАС проверяет цены на бензин в Якутии

24.12.2015

YKTIMES.RU – Общественники обнаружили «закрытое» от глаз общественности расследование, которое уже пятый месяц проводят антимонопольщики. Оказывается, Управление ФАС по Якутии пытается разобраться с ситуацией, когда АЗС «Саханефтегазсбыта» включает «недополученные доходы» за 2014-й год в стоимость бензина, пишет газета “Якутск Вечерний“.

В прошлом году компания действительно потеряла доход и понесла убытки — это случилось перед выборами, когда врио главы Якутии Егор Борисов волевым решением отменил плановое повышение цен. Все сделали вид, что не увидели здесь пиара. Но за все приходится платить и вот сегодня авто­владельцы по сути рассчитываются за прошлогоднюю предвыборную кампанию Егора Афанасьевича.

ЭХО ВЫБОРОВ

Прежде вспомним предысторию «недополученных доходов». 1 июля 2014 года компания «Саханефтегазсбыт» заявила о резком повышении цен — на 2–3 рубля за литр в зависимости от марки бензина. Якутяне начали роптать. Недовольство достигло ушей главы республики.

Егор БОРИСОВ выступил с заявлением в тот же день:

— Я понимаю, что мы живем в условиях рыночной экономики, но это не значит, что можно допускать резкое повышение цен. Эту политику мы будем вести очень жестко. Повышение должно идти в рамках инфляции и не более.

Были предположения, что вся история с повышением цен и последовавшим волевым решением не более чем предвыборный ход. Ведь «Саханефтегазсбыт» полностью принадлежит правительству. В совете директоров — действующие чиновники. Выглядело странным, что власти якобы не ожидали скачка цен, который сами же и согласовывают. Как бы то ни было, летом прошлого года рост цены на бензин правительственной компании приостановили. Сейчас выяснилось, последствия того волевого решения повлияли на цены 2015-го года.

ПРЕТЕНЗИИ УФАС

«Саханефтегазсбыт» занимает доминирующее положение на рынке Якутии, поэтому антимонопольщики следят за каждым скачком цен. Последнее повышение прошло 1 июля 2015 года. Проверка показала: в расчет стоимости закрались два «инородных», по мнению УФАС, пункта.

Во-первых, недополученные доходы за 2014 год. На каждую тонну «накинули» по 700 рублей. В итоге каждый литр для покупателей подорожал примерно на 50 копеек, а компания получила около 120 миллионов дополнительных доходов.

Во-вторых, странное завышение закупочных цен. На каждую покупку топлива накидывали от 200 до 1 500 рублей по непонятным пока причинам. Например, у «Роснефти» несколько тонн бензина купили за 37 тысяч рублей, а в расчете указали 38 тысяч рублей. Эти манипуляции также повлияли на повышение цен для автовладельцев. Свои претензии УФАС сообщил «Саханефтегазсбыту» и требует объяснений. Разбирательство длится уже пять месяцев.

Антимонопольщики видят вину компании в установке монопольно высоких цен, а значит, в нарушении закона о конкуренции.

В Федеральном законе «О защите конкуренции» (статья 6) говорится, что «монопольно высокой» считается цена, которая одновременно имеет три признака:

— ее установила доминирующая на рынке компания;

— цена выше, чем необходимые затраты на производство, сбыт и включает слишком много прибыли компании;

— «слишком много прибыли» — больше, чем у конкурентов на рынке.

Руководство УФАС пока воздерживается от комментариев. К заседаниям, где рассматривается дело, журналистов не допускают.

Сардана ПЛАТОНОВА, представитель информационной службы УФАС по Якутии:

— Комментариев пока не даем, потому что дело в производстве. У нас так заведено, что разъяснения мы даем только после вынесения решения. Присутствие СМИ на рассмотрении дела не предусмотрено.

Примечательно, что до этого на встрече с ОНФ по поводу строительства онкоцентра глава службы Юрий Игнатьев заявил, что все дела рассматриваются публично.

БИЗНЕС НЕ ВИДИТ СВОЕЙ ВИНЫ

В самой компании «Саханефтегазсбыт» охотно дают разъяснения журналистам. Руководство не считает, что нарушило какое-то правило формирования цены, потому что «четких законодательных и нормативных правил нет».

Игорь НИКИТИН, генеральный директор акцио­нерной компании «Саханефтегазсбыт»:

— Мы разработали свой порядок формирования цен. Его утвердил Совет директоров, в который входят представители от всех курирующих нас госструктур. Попытка перейти от четырехразового к двухразовому изменению цен привела к резкому возмущению автолюбителей.

Что произошло: прогнозная цена по еще не сложившимся в навигацию издержкам была включена в цену с 1 июня. Мы получили рост по еще не понесенным и даже не оцененным расходам. Естественно, на это обратил внимание глава Якутии, пересмотрев порядок. В тот период мы вернулись к предыдущим ценам. Более того, в 2012 году и сейчас мы планомерно, в соответствии с решениями руководства Якутии, сдерживали темпы роста цен. Эффект от этого сдерживания: потери в первый год порядка 260 миллионов рублей, во второй — порядка 320 миллионов рублей. Естественно, потери отразились на экономике предприятия. Население эти суммы сэкономило, покупая бензин по «сдержанным ценам», а компания получила в балансе выпадающие доходы. От плана действия предприятия (который тоже утверждает Совет директоров) мы вошли в отклонение порядка 700 миллионов рублей за 2012 и 2014 годы.

— Вы включили в июльские цены эти 700 миллионов?

— Нет, это общая сумма убытков и недополученных доходов. Большую часть этой суммы «перекрыли» за счет других направлений работы компании. Оставшуюся «непокрытую» часть мы планируем поэтапно включать в ценообразование.

— УФАС смущает, что вы включили в цену не реальные издержки (кто-то старался, вез бензин в северные районы), а некий доход, который компания только хотела получить.

— Да, в нынешнюю цену на топливо вошли не только недополученные доходы, но и прямые убытки за 2014 годы. Мы не видим в этом противоречия законодательству: ни бухгалтерскому учету, ни Налоговому кодексу. Поэтому мы и спрашиваем УФАС: какую конкретную норму мы нарушили? В Советском Союзе существовало постановление 502 о составе затрат, включаемых в себестоимость. На сегодня нет документа, регулирующего структуру затрат на уровне закона или хотя бы нормативного акта антимонопольной службы. Любые изменения стоимости мы производим в соответствии с утвержденным порядком и по согласованию с курирующими госструктурами — госкомитетом ОБЖ и госкомитетом по ценовой политике. Неверно думать, что мы самовольно устанавливаем цены.

ВЛАСТИ УМЫВАЮТ РУКИ

Вместе с Игорем Никитиным в совете директоров шесть чиновников: из минфина, минтранса, мин­имущества, минэкономики и двух госкомитетов. Возглавляет совет представитель госкомитета по ценовой политике. Чиновники снимают с себя ответственность за формирование цен.

Антонина ВИНОКУРОВА, председатель Госкомцен-РЭК Якутии:

— Напомним, согласно законодательству, цены на нефтепродукты не подлежат государственному регулированию. Но Якутия — один из немногих регионов, которые воспользовались правом регулирования надбавок (снабженческо-сбытовых и торговых) к ценам на продукцию и товары в районах Крайнего Севера. Поэтому в наши полномочия входит только утверждение этих надбавок, доля которых не превышает в конечной цене 12%. В расчет данных надбавок выпадающие доходы по закупочной цене не включаются.

Так как основной пакет акций «Саханефтегазсбыта» принадлежит республике, в Совете директоров компании состоят представители республиканских министерств и ведомств, в том числе и наш комитет. В соответствии с положением о Совете директоров, в компетенцию Совета входит утверждение общего порядка формирования цен на продукцию. А конечные цены реализации нефтепродуктов утверждаются АО «Саханефтегазсбыт» самостоятельно.

Как орган ценообразования отмечаем, что розничная цена реализации бензина зависит в основном от колебаний закупочной цены и процентов по кредитам. А правомерность включения выпадающих доходов по закупочной цене в состав цены на нефтепродукты АО «Саханефтегазсбыт» определит Якутское УФАС, которое проводит проверку по данному вопросу.

Валерий ЖОНДОРОВ, министр финансов Якутии:

— Вы же знаете, что цена нефтепродуктов не регулируется государством. Тем не менее государственные органы Якутии контролируют не саму цену, а только торговые надбавки. Насчет включения недополученных доходов сказать не могу, это полномочия Гос­комцен-РЭК, а не минфина.

ВЕРНИТЕ ЛЮДЯМ ДЕНЬГИ

Сейчас за ситуацией наблюдают активисты регионального отделения Общенародного российского фронта. Общественники поддерживают позицию УФАС, называя цену на бензин завышенной, и хотят добиться возврата денег покупателям. Каким образом?

Антон ЖОНДОРОВ, сопредседатель регионального штаба ОНФ в Якутии:

— Если УФАС докажет свою правоту, то ведомство может лишь наложить штраф на «Саханефтегазсбыт». В этом случае людям никто не возместит понесенные расходы. Мы же будем добиваться снижения цен на бензин 2016 года соразмерно переплате, если потребуется, то и в судебном порядке с подключением органов прокуратуры. Мы считаем несправедливым, что в цену топлива включили недополученную выручку. Потребители не должны отвечать за убытки компании.

***

Бензин, пожалуй, самый парадоксальный товар в России. Официально государство не регулирует цену, хотя на каждом этапе превращения нефти в топливо стоят госкорпорации: «Роснефть», «Саханефтегазсбыт». Когда мировые цены на нефть падают, бензин на российских заправках дорожает.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question