Сегодня: 19.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

В Якутии отсутствуют актуальные данные по составу, качеству земель республики

18.02.2023

YKTIMES.RU – В Государственном Собрании (Ил Тумэн) РС (Я) 17 февраля 2023 года состоялось очередное заседание постоянного комитета парламента Якутии по селу и аграрной политике под председательством Андрея Находкина. В рамках повестки комитет рассмотрел 6 вопросов, сообщает пресс-служба Ил Тумэна.

В заседании приняли участие народные депутаты, заместитель председателя правительства Михаил Никифоров, первый заместитель министра сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) Петр Попов, заместитель министра финансов Республики Саха (Якутия) Надежда Филиппова, аудитор Счетной Палаты РС (Я) Октябрина Никонова, руководитель Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) Петр Петров, заместитель руководителя ГБУ РС (Я) «Управление по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению Михаил Лоскин и другие.

Первым вопросом члены комитета рассмотрели проект закона Республики Саха (Якутия) № 565-6 «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства».

По информации первого заместителя министра сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) Петра Попова, проект закона РС (Я) разработан в связи с изменениями нормативов формирования субвенции с целью внесения изменений в методику расчета размера субвенции, предоставляемой местному бюджету из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) для осуществления органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) переданных ему отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства.

В частности, в приложении 3 к Закону внесены изменения в части корректировки норматива формирования размера субвенции на поддержку скотоводства в личных подсобных хозяйствах граждан с увеличением с 35 тысяч рублей до 37 тысяч рублей на одну голову коровы, что в среднем обеспечит 27 процентов первоочередных затрат на корма (ГСМ, доставка сена, комбикорм) граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

Также внесены изменения в методику расчета объема субвенций на обеспечение производства и переработки продукции животноводства (сырого молока) в части увеличения норматива формирования с 50 тысяч рублей до 60 тысяч рублей за одну тонну сырого молока. Увеличение норматива рассчитано с учетом сокращения убытков на содержание одной головы коровы в организованных формах хозяйствования республики, занимающихся молочным скотоводством, на 46 процентов, или на 24 тысячи рублей на одну голову коровы.

Народные депутаты Иван Данилов, Вячеслав Куличкин задали уточняющие вопросы о порядке предоставления, расходования и контроля выделенных субвенций из государственного бюджета РС (Я) местным бюджетам муниципальных районов.

Заместитель министра сельского хозяйства республики ответил, что в случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления, отдельные государственные полномочия могут быть изъяты по основаниям, предусмотренными федеральным и республиканским законами.

Вторым вопросом народные депутаты обсудили проект закона Республики Саха (Якутия) № 555-6 «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)».

Петр Попов пояснил, что проект закона РС (Я) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)» разработан на основании представления Прокуратуры Республики Саха (Якутия) об устранении нарушений федерального законодательства.

На основании вышеизложенного статьей 1 проекта предлагается внести в Закон Республики Саха (Якутия) «О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)» изменения, направленные на устранение выявленных Прокуратурой Республики Саха (Якутия) нарушений, в частности:

– отмену излишних административных процедур для хозяйствующих субъектов, претендующих на получение субсидии. Процедуры отбора заготовительных организаций и отбора получателей субсидий следует объединить с установлением для претендентов необходимых требований, предусмотренных законодательством;

– придание единому реестру субъектов деятельности в сельском хозяйстве информационного характера. Содержание реестра в актуальном состоянии должно быть возложено на уполномоченные органы.

– установление обязательств по соблюдению минимальной закупочной цены для заготовителей лишь в качестве условия для получения мер государственной поддержки.

В ходе обсуждения законопроекта председатель профильного комитета Андрей Находкин, народные депутаты Иван Андреев, Вячеслав Куличкин задали ряд уточняющих вопросов.

Далее члены комитета рассмотрели и утвердили проект закона Республики Саха (Якутия) № 496-6 «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О ветеринарии», законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия), второе чтение.

В ходе заседания также заслушан отчет Счетной палаты о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направленных на подпрограмму «Мелиорация сельскохозяйственных земель и сельскохозяйственное водоснабжение» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020-2024 годы».

Аудитор Счетной палаты РС (Я) Октябрина Никонова сообщила, что контрольное мероприятие проведено в соответствии с планом работы Счетной палаты РС (Я) на 2022 год, поручением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

В рамках контрольного мероприятия проверены:

– Министерство сельского хозяйства РС(Я), ГКУ «Дирекция строительства Министерства сельского хозяйства РС(Я)» (далее – Казенное учреждение), ГБУ «Управление по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению Министерства сельского хозяйства РС(Я)» (далее – Бюджетное учреждение), ООО «Биэттэ- Агро» Усть-Алданского улуса, ИП ГКФХ «Никифоров Е.И.» Хангаласского улуса;

– оформлено 5 актов обследования объектов «Магистральный водовод Хачыдыма-Дюпся Усть-Алданского улуса», «Групповой водовод «р. Лена – оз. Мюрю» Усть-Алданского улуса», «Магистральный водовод «р. Лена – оз. Туора- Кюель» Мегино-Кангаласского улуса» и «Гидротехническое сооружение «Илин-Юрях» Усть-Алданского улуса».

В республике имеется 86 тыс. га. мелиорированных земель, которые состоят из 41 систем лиманного орошения, площадью 20 тыс. га., и 131 систем по осушенным землям, площадью 65 тыс. га. Из 41 систем лиманного орошения эксплуатируется 19 систем, из 131 систем по осушенным землям используется только 51 система.

За проверяемый период культуртехнические и гидромелиоративные мероприятия в республике проводятся сельскохозяйственными товаропроизводителями, до 2020 года выполнение культуртехнических мероприятий осуществлялось Бюджетным учреждением.

Счетная палата РС(Я) отмечает, что Бюджетное учреждение, имея государственное имущество и ресурсы для проведения культуртехнических работ, в 2020-2022 годы не предоставило такую услугу в рамках внебюджетной деятельности. Выборочной проверкой, проведенной в объектах контрольного мероприятия, установлено, что по данным «Отчета о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства» форма № 9-АПК за 2020-2021 годы площадь сельскохозяйственных угодий в АО «ООО «Биэттэ-Агро» за счет вовлечения выбывших земель в сельскохозяйственный оборот не увеличилась.

В результате невыполнения условий государственного контракта №0816500000620012259 от 07.12.2020, подрядчиком – ООО «Арсылан» нанесен ущерб государственному бюджету РС(Я) на сумму 1 888,4 тыс. рублей.

Счетная палата РС(Я) отмечает, что:

– проведенные мероприятия подпрограммы за проверяемый период не повлияли на качественное улучшение сельхозугодий, о чем свидетельствуют данные Сахастат – по республике наблюдается сокращение площади пашни на 0,2 тыс. га, и наоборот увеличение площади залежи на 0,2 тыс. га. Остается неизменной доля пашни, находящаяся в обороте. Мелиоративные мероприятия ограничиваются очисткой существующих каналов на затопленных сенокосных угодьях и пастбищах, заготовкой аварийного запаса сыпучих материалов, проведением противопаводковых мероприятий по безопасному пропуску паводковых вод, околкой льда, уборкой снега со строительных площадок.

– показатели эффективности использования субсидий, установленные в Соглашении с Минсельхозом России в 2020-2021 годах, достигнуты. При этом, за счет вовлечения выбывших земель в сельскохозяйственный оборот площадь сельскохозяйственных угодий не увеличилась.

Наибольшее количество культуртехнических работ сельскохозяйственными товаропроизводителями проведено в Усть-Алданском улусе – 19 юрлицами. Объем бюджетных ассигнований, предоставленных в 2021 году в 9 раз меньше объемов, предоставленных в 2020 году, также количество поданных заявок сократилось на 41 заявку или на 46 проц.

– в проверяемом периоде не проведена качественная оценка продуктивных земель сельскохозяйственного назначения, комплексная внутрихозяйственная оценка земель по плодородию, местоположению и технологическим свойствам земельных участков проводится недостаточно.

– оценка состава земель сельскохозяйственного назначения по степени проявления процессов деградации (водной эрозии, дефляции, засоления и др.), культуртехническому состоянию не выполняется. В этой связи, актуальные данные по составу, качеству земель в республике отсутствуют.

За 2020-2021 годы, 9 месяцев 2022 года в рамках реализации мероприятий подпрограммы за счет средств Инвестиционной программы РС(Я): введено объектов ГТС – 1 ед. (2020г.- 0 ед., 2021г. – 1 ед., 2022г.- 0 ед.); выполнены проектно-исследовательские работы – 9 ед. ( 2020г – 0 ед., 2021 г.- 2 ед. , 9 месяцев 2022 г.- 7 ед.); проведена госэкспертиза, паспортизация, обследования объектов, выполнены работы по техническому присоединению и авторский надзор, изготовлены декларация безопасности ГТС – 0 ед.

Вместе с тем, госпрограмма, реализуемая с 01.01.2023 содержит в себе по ведомственному проекту «Мелиорация сельскохозяйственных земель и сельскохозяйственное водоснабжение» 2 индикатора, которые не позволяют оценить выполнение задачи по внедрению эффективных механизмов землепользования для обеспечения интенсивного роста и обеспечения товарности производства сельскохозяйственной продукции, а также не отражают основную деятельность Бюджетного учреждения, ответственного за проведение эксплуатационных мероприятий на мелиоративных системах и гидротехнических сооружениях в РС (Я).

Коллегией Счетной палаты РС(Я) направлены представления для устранения выявленных нарушений и недостатков.

Рассмотрев и обсудив отчет Счетной палаты РС (Я), члены комитета приняли решение провести анализ выявленных нарушений и усилить контроль за целевым и эффективным использованием средств государственного бюджета, выделяемых на государственную поддержку сельскохозяйственного производства.

Завершающими вопросами рассмотрены и согласованы проекты постановления Правительства Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в государственную программу РС(Я) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», «О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) «Комплексное развитие сельских территорий».

После обсуждения члены профильного комитета приняли решение внести проекты республиканских законов на рассмотрение в ближайшем пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн).


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question