Сегодня: 20.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

В Якутии следователи ищут миллиард на железной дороге

13.12.2016

YKTIMES.RU – Управление Следственного комитета по Якутии расследует уголовное дело о преднамеренном банкротстве корпорации «Трансстрой-Восток», выступавшей генеральным подрядчиком строительства железной дороги Томмот – Нижний Бестях.

Пять десятков предприятий и госучреждений заявили свои претензии, оцененные в миллиард рублей. Но в корпорации вины не признают. А арбитражный управляющий разводит руками – как можно было довести «стройку века» в Якутии до такого упадка.

Впервые на государственном уровне о начале строительства магистрали Беркакит – Томмот – Нижний Бестях заговорили еще в 1985 году. Но стройка накрылась перестройкой и замерла на многие годы. В 1995-м ей придали федеральный статус и опять заморозили из-за отсутствия средств. В итоге железную дорогу до Томмота по временной схеме запустили лишь в 2004-м. А в 2005-м при Штырове стальную нитку начали тянуть сначала до Кердема, затем и до Бестяха. Генподрядчиком многомиллиардного проекта выступала «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой», интересы которой в Якутии представляла корпорация «Трансстрой-Восток». Дорогу обещали к концу 2012 года. Но лишь в 2014-м открыли ее и только по временной схеме, то есть с ограничением скоростного режима грузовых поездов, о пассажирских – речи и вовсе нет.

По последним данным Минтранс России выделил еще 1,95 млрд рублей на завершение строительства магистрали. И якутянам назвали новую дату – 2017 год. Но почему железная дорога в Центральную Якутию опоздала минимум на пять лет – теперь разбирается Следственный комитет. А именно в Следкоме считают, что руководство «Трансстрой-Востока» намеренно обанкротило свою компанию.

Впервые о финансовых проблемах «Трансстрой-Востока» жители республики услышали в 2013 году. А уже в 2014-м не получавшие зарплату рабочие субподрядных организаций пикетировали автодорогу у станции Нижний Бестях, выходили на площадь Ленина Якутска. Арбитражный суд республики несостоятельность корпорации признал в марте 2014 года. С тех пор по искам кредиторов к «Трансстрой-Востоку» республиканским арбитражом было вынесено 191 определение. До сих пор судебные заседания проходят каждую неделю. Появляются новые кредиторы, предъявляются новые требования о погашении долгов.

С марта 2014-го в «Трансстрой-Востоке» уже третий конкурсный управляющий. Весной 2016-го Александр Ангелов через суд потребовал от депутата Ил Тумэн Дудникова, ранее возглавлявшего корпорацию «Трансстрой-Восток», выдать ему печати, штампы, бухгалтерские документы, материальные ценности. И 29 июля частично выиграл процесс. Но победа была настолько символической, что на реальный расчет должника с кредиторами она вряд ли сможет повлиять.

Арбитражный суд Якутии обязал Дудникова отдать конкурсному управляющему печати и штампы. Что касается остального, то часть истребуемого корпорация уже выдала, а что еще нужно забрать управляющий не уточнил, в связи с чем в требованиях ему было отказано. Интересно, что до сих пор даже пресловутые печати и штампы бывшим руководством «Трансстрой-Востока» по решению суда не выданы.

Александр АНГЕЛОВ, арбитражный управляющий ООО «Корпорация «Трансстрой-Восток», член Московской саморегулируемой организации профессиональных арбитражных управляющих:

– По данным реестра требований кредиторов основной долг корпорации «Трансстрой-Восток» на сегодня составляет 930 млн рублей. С учетом штрафных санкций и пени долг оценивается в 1 млрд 50 млн рублей. Конкурсным управляющим была проведена оценка имущества. Собранием кредиторов даже было утверждено положение о продаже этого имущества, но судом оно было признано незаконным. Сейчас я выполняю ряд мероприятий, чтобы устранить выявленные нарушения. Я не могу понять, почему «Трансстрой-Восток» пришел в такое упадническое состояние. Ведь он строил дорогу, выполнявшую очень важную роль для экономики республики.

– Но по некоторым данным долг корпорации перед субподрядчиками, налоговиками, другими структурами может составлять около 5 млрд рублей.

– Я говорю о подтвержденных требованиях. Но постоянно подаются новые иски к должнику. Не все они обоснованы, суд разбирается в каждом конкретном случае.

– Вы встречались с Дудниковым? Почему он, в частности, не передал вам хотя бы печати и штампы?

– Дудников несколько раз выходил на связь, но о печатях я его не спрашивал. Мы обсуждали другие вопросы, в том числе о погашении задолженности по зарплате. Я сейчас жду решение Арбитражного суда Якутии от 29 июля, чтобы передать его судебным исполнителям для взыскания с ответчика печатей и штампов. Но вы же понимаете, что это не может каким-то образом существенно повлиять на взыскание долга.

– А какова вообще перспектива взыскать миллиардный долг с корпорации, чей уставный капитал составляет 100 тысяч рублей?

– Какую-то часть взыскать можно, но не 100%, конечно.

Бывший генеральный директор «Трансстрой-Востока» своей вины в доведении компании до банкротства, тем более преднамеренно, не признает. В то же время Александр Дудников заявляет, что три года строил железную дорогу в убыток, из-за чего и свалились все беды. Он, как говорится, рискнул и проиграл. А расплачиваются за его риск теперь другие.

Александр ДУДНИКОВ:

– Мне неизвестно о возбуждении уголовного дела по факту преднамеренного банкротства корпорации «Трансстрой-Восток». Месяц назад я получил от руководителя Алданского отдела Следственного комитета Левочкина лишь следующее письмо: «Уведомляю, что в производстве Следственного комитета по Алданскому району находится сообщение о преступлении Дудникова Александра Николаевича о преднамеренном банкротстве ООО «Корпорация «Трансстрой-Восток», то есть по статье 196 УК РФ. Прошу приготовить финансовые документы для изъятия в рамках проверочных мероприятий».

Мы, как законопослушные граждане, приготовили документы и передаем их в Следком. Я попыток разговаривать со следователем не предпринимал. Единственное, когда мне вручали уведомление, я спросил: кто будет заниматься нашими документами. Следователь ответил, что есть экспертная группа. О возбуждении уголовного дела мне никто не сообщал.

– Почему в корпорации «Трансстрой-Восток» за время строительства железной дороги появился миллиардный долг?

– Если коротко, при составлении проекта строительства не было учтено инфляционное подорожание. Когда в 2004 году готовилось постановление, в ведомстве еще не были отработаны эти методики подсчета. А проект занял восемь лет – с 2005 по 2013 г.г. В документации на автодорожные объекты четко просматривается инфляционное удорожание по годам, а у нас этого не было. Мы начинали работать с проектом, а сметы изготавливались по ходу строительства.

В итоге получилось, что с 2005 по 2011 у нас на стройке с оплатой работ было все более менее нормально. Вся стройка была оценена в 49 млрд рублей, средств хватало. Деньги нам выдавали по годам в соответствии со стоимостью работ на тот период. Когда мы зашли на станцию Нижний Бестях, заказчик сказал: стоп, ребята! Ведь из-за отсутствия смет мы не знаем окончательную стоимость работ. То есть заказчик не мог определиться – хватит ли ему денег. И стоимость работ нам заморозили в ценах 2010 года. Так мы работали с 2011 по 2013 г.г. Цены дорожали, поступаемая оплата от заказчика их не покрывала, отсюда и появление этих долгов. Мы надеялись, что это положение пересмотрят, но не получилось.

– Александр Николаевич, вы три года сознательно работали в убыток. Разве нет вашей вины в том, что предприятие осталось должно полусотне субподрядных и государственных организаций?

– Я думаю, что эксперты будут разбираться в этой ситуации. И не все там так безнадежно. Есть и невзысканная дебиторская задолженность с подрядчиков, которые получили аванс и не вернули его, то есть там улица с двухсторонним движением…

– И все-таки, когда железная дорога до Нижнего Бестяха, наконец, может быть достроена?

– Я этим вопросом уже не занимаюсь. Но, насколько мне известно, сейчас превалирует мнение о том, чтобы исполнителем этого проекта сделать «Российские железные дороги». Как далеко продвинулись в решении этого вопроса, сказать не могу. На первом этапе я бы рекомендовал заняться выравниванием участков Беркакит – Томмот  и Томмот – Нижний Бестях.

В 2004 году мы сдали участок железной дороги Беркакит – Томмот во временную эксплуатацию с открытием грузового и пассажирского движения. На первом этапе это можно сделать и до Бестяха. Реально это возможно уже в 2017 году.

Александр ЛЕВОЧКИН, руководитель Алданского отдела Следственного комитета:

– 24 ноября мы возбудили уголовное дело по статье 196 УК РФ о преднамеренном банкротстве ООО «Корпорация «Трансстрой-Восток». Подозреваемых и обвиняемых в деле пока нет. Также пока никого не допрашивали.  Нами проведен осмотр места совершения преступления (алданский офис «Трансстрой-Востока» – С.С.), проводится изъятие документации. После ее надлежащего оформления будут назначены соответствующие экспертизы. Могу добавить только то, что процесс этот достаточно длительный.

Сергей СУМЧЕНКО, Якутск Вечерний.

Источник: Блокнот.Якутск.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question