Сегодня: 18.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

В Якутии снижается субсидирование транспортных затрат предприятиям на северный завоз

2.04.2021

YKTIMES.RU – 30 марта 2021 года, состоялось совместное заседание постоянного комитета Ил Тумэна по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики на тему «О продовольственном обеспечении Арктической зоны Республики Саха (Якутия)» с участием постоянного комитета по селу и аграрной политике, постоянного комитета по экономической, инвестиционной и промышленной политике, сообщает пресс-служба Ил Тумэна.

В мероприятии приняли участие народные депутаты республики, представители органов исполнительной власти Якутии, представители федеральных, государственных учреждений, предприятий, муниципальных районов, научных и общественных организаций и многие другие.

В своем выступлении заместитель Председателя Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) Виктор Губарев отметил, что на протяжении всего предыдущего года и в течение трех месяцев 2021 года вопрос северного завоза рассмотрен три раза. По его информации, вопрос обсужден в Общественной палате республики и на комитетах.

Он отметил актуальность рассматриваемого вопроса:

«Необходимо решить в этом году по строительству транспортно-логистических центров. Если в этом году 5 центров не построим, а в 2022-2023 годах – еще восемь, то так и будут пароходы разгружаться и там же реализовываться. Хранить продукты практически негде. Вопросы, связанные с участием предпринимателей в северном завозе, возникают в части реестра – до сих пор он не точен, мы не знаем, сколько всего участвуют, какие они преференции получают и так далее. Вопросов очень много».

Основной доклад сделал заместитель министра сельского хозяйства Якутии Прокопий Николаев.

Докладчик сказал, что перечень населенных пунктов, обеспечиваемых СЗПТ с господдержкой, включает в себя 268 труднодоступных населенных пунктов, расположенных в 33 улусах республики. Фактически финансируется доставка СЗПТ в 13 районов Арктической зоны республики.

Объемы завоза сельхозпродукции ежегодно утверждаются распоряжениями Правительства республики, где предусматривается доставка тремя видами транспорта: водным в летнюю навигацию по рекам, автомобильным по автозимнику и авиационным.

В отдельные населенные пункты арктических улусов доставка продовольственных товаров осуществляется автомобильным транспортом только в зимний период при открытии «автозимника», то есть транспортная доступность населенных пунктов составляет от 30 до 90 дней.

Как отметил докладчик, ежегодно выделяются субсидии для возмещения транспортных расходов. Завоз расширенного ассортимента продовольственных скоропортящихся товаров осуществляется авиационным транспортом только до улусных центров арктических улусов. Доставка сельхозпродукции до отдаленных населенных пунктов входит в полномочия муниципалитетов.

«Транспортировка картофеля и овощей водным и автомобильным видами транспорта осуществляется силами ОАО «Туймада-Агроснаб» собственными транспортными средствами. Перевозка по воде производится на судах-рефрижераторах «Магдебург» и «Михаил Мальчиков», стоящих на балансе ОАО. После прохождения отбора Минсельхоза республики ОАО «Туймада-Агроснаб» получает субсидии на финансовое обеспечение части затрат по перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства. Из госбюджета республики ежегодно предоставляются субсидии в размере 135,2 млн рублей по двум направлениям», – проинформировал замминистра.

Он также отметил, что если ОАО «Туймаада-Агроснаб» осуществляет поставку картофеля и овощей в арктические улусы, то АО «Якутоптторг» завозит весь ассортимент социально значимых продовольственных товаров.

Из госбюджета республики в рамках государственной программы и подпрограммы предоставляются субсидии в размере 257,4 млн. рублей по четырем направлениям.

За 2018-2020 годы объемы завоза СЗПТ силами АО «Якутоптторг» всеми видами транспорта возросли от 6,8 до 12,2 тысяч тонн при незначительном росте объема субсидирования от 211 до 215 млн рублей.

Перед АО «Якутоптторг» поставлена задача по снижению цен на продовольственные товары в арктических районах, для чего применяется гибкая ценовая политика на СЗПТ в пределах торговых надбавок, устанавливаемых приказами Госкомцен.

«Последний приказ датирован 12 апреля 2018 года №11 – с этого времени размер надбавки не индексировался», – подчеркнул Николаев.

По действующему механизму субсидирования транспортных затрат АО «Туймаада-Агроснаб» и АО «Якутопторг» в 2019 году получили 358 млн рублей, в 2020 году – 350 млн рублей, в том числе «Туймаада-Агроснаб» – 135 млн рублей, АО «Якутопторг» – 215 млн рублей.

Далее замминистра рассказал о фактической ситуации на сегодня по бассейнам рек Яна, Индигирка и Колыма.

Он особо подчеркнул, что для качественного ведения процесса хлебопечения и хранения муки в этих районах требуется модернизация оборудования хлебопекарен и решение вопроса складских помещений.

Докладчик озвучил ряд предложений по решению проблемных вопросов. Во-первых, учитывая, что производство хлеба в населенных пунктах с населением меньше 1 тысяч человек не рентабельно, и хлебопекарни несут социальную нагрузку в виде обеспечения населения хлебом.

«Нужно закупить необходимое оборудование пекарен за счет грантов или субсидий по линии Министерства предпринимательства РС (Я)», – сказал замминистра. Он отметил, что в свою очередь АО «Якутопторг» готов выступить оператором по закупке и доставке всего оборудования до конечного потребителя.

Во-вторых, для решения проблемы складского помещения в отделенных и труднодоступных поселках для хранения муки АО «Якутопторг» Николаев предложил использовать 20-ти тонные контейнера. Стоимость одного контейнера с НДС составит 140 тыс. рублей (40 шт. контейнеров).

По его словам, АО «Якутопторг» готов выступить оператором по закупке и доставке контейнеров до конечного пункта назначения при условии выделения бюджетных средств на закупку и доставку контейнеров.

«Для своевременного обеспечения жителей Арктических поселков свежими продуктами питания, в том числе детским питанием, свежими фруктами и овощами, необходимо изыскать средства в бюджете республики для ремонта и восстановления авиаплощадок для малой авиации», – предложил он.

По данным, действующих авиаплощадок – 11, подлежат к восстановлению – 8, не имеют авиаплощадок – 28 населенных пунктов.

Далее с содокладом выступил министр по развитию Арктики и делам народов Севера Владимир Черноградский. В своем выступлении министр обратил внимание на трех основных моментах.

Он сказал, что на данный момент объем завоза социально-значимых продовольственных товаров формируется согласно заявкам наслегов, объем реализации – от операторов, обеспечивающих завоз продовольственных товара.

«Отсутствие нормативов для расчета перечня объёмов, схем и условий обеспечения, хранения и реализации продовольственных товаров в арктических районах республики приводит к снижению продуктивной обеспеченности населения и удорожанию продовольственных товаров в арктических районах республики. В связи с этим необходимо разработать перечни, объемы, схемы условия обеспечения, хранения и реализации товаров в арктических районах республики. Кроме того, разработать концептуальные основы формирования организационно-экономического механизма и модели оценки эффективности системы государственного обеспечения, подхода для формирования методики, порядка, расчета нормативов потребности продовольственных товаров в районах», – сказал Черноградский.

Отметив, что вторым важным вопросом является привлечение малой авиации.

«В соответствии с приказом Минтранса России от 19 ноября прошлого года отменены требования для осуществления коммерческой деятельности субъектами малой авиации, которые ранее препятствовали выполнению любых коммерческих полетов на легких самолетах и вертолетах общего назначения», – сказал он.

По словам министра, необходимо привлечь частную авиацию для организации завоза продовольственных товаров в связи с низкими тарифами оказания услуг. Для этих целей необходимо привести в соответствие авиационную сеть.

«По Арктике 46 объектов транспортной инфраструктуры нуждаются в капитальном ремонте. Также разработать механизмы для реконструкции и ремонта существующих авиаплощадок в связи с отсутствием финансовых средств в муниципалитетах», – отметил содокладчик.

В-третьих, Черноградский остановился на вопросе о хлебопечении:

«В настоящее время износ оборудования по хлебопечению во всех муниципальных образованиях составляет до 80%. У многих муниципальных образованиях уже хлебопечением не занимаются. Нужно разработать механизмы поддержки предотвращения в муниципальных образованиях – это ремонт и техническое перевооружение оборудования.

После завершения выступления приступили к вопросам. Уточняющие вопросы задали председатель постоянного комитета Ил Тумэна по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарева, Иван Данилов, Иннокентий Романов, Иван Андреев.

Были затронуты основные проблемные вопросы, возникающие в части обеспечения свежими овощами и фруктами, хранения продуктов, отсутствия нормативов и методик, авиаплощадок, Северного морского пути, увеличения потребительских цен и ряд других.

Председатель постоянного комитета Ил Тумэна по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарева отметила, что парламентом республики достаточно активно обсуждается вопрос правильного питания детей и взрослых.

«Качество привозимых продуктов должно очень тщательно проверяться на местах, как в советские годы – ежедневно. В улусы доставляем молочные продукты и соки, которые могут годами стоять и не портиться. Об их качестве нет и речи. Какие меры приняты для того, чтобы в арктических улусах было парное молоко?» – спросила Елена Христофоровна.

Генеральный директор ОАО «Туймаада-Агроснаб»-управляющей организации АО «Якутоптторг» Николай Алексеев в своем выступлении отметил, что занимается северным завозом второй год.

Он сказал, что в период зимника объехали все населённые пункты 13 арктических улусов.

«Во-первых, если мы продвинули программу строительства торгово-логистических центров, то проблему хранения продуктов питания решили только наполовину. Весь объём продовольственного обеспечения Арктики не только завозится в районные центры, где мы строим торгово-логистические центры, но и в населенные пункты (70%). Экономика хранения продуктов питания отсутствует. Продукты, которые были доставлены большими усилиями и финансовыми затратами за счет бюджета республики, остаются практически под открытым небом, там нет никаких условий хранения», – пояснил ситуацию Николай Николаевич.

Как считает генеральный директор, вопрос решается просто:

«Для хранения сыпучих сухих продовольственных товаров необходимо в каждом населенном пункте поставить два 20-ти тонных контейнера и один рефконтейнер для того, чтобы быть готовым к расширению ассортимента, сезонному хранению овощей и фруктов в летний период. По итогам объезда всех населенных пунктов выяснилось, что необходимо купить 90 железных контейнеров и 50 рефрижераторных контейнеров. Общий вопрос экономики на сегодня в рамках рыночной стоимости этих контейнеров составляет 46 млн рублей».

По хлебопекарням Алексеев сказал, что во многих населенных пунктах на сегодня нет пекарен, потому что там 100% износ и эксплуатировать оборудования просто невозможно. Он предложил приобрести хлебопекарную печь «Восход ХПЭ-750/3» на заводе у производителей за 250 тыс. рублей.

По его сообщению, с учетом транспортных расходов – 350 тыс. рублей. Для того, чтобы обеспечить каждый населенный пункт хлебопекарней необходимо 20 млн рублей.

Далее он высказал мнение, что самолетный парк ограничен – всего на сегодня два авиаперевозчика.

Отметим, Якутия планирует создать в Арктике торгово-логистические центры в 2020 году. Строительство подобных центров поможет снизить цены на продукты и обеспечивать овощами круглый год арктические районы региона. Сеть ТЛЦ будет работать в двух направлениях: доставка указанных товаров в районы и организация централизованного закупа и вывоза местной продукции в Якутск или в другие места сбыта.

Строительство подобных ТЛЦ должно удешевить цены на продукты, обеспечить круглогодичное наличие овощной продукции в Арктике и сократить операционные расходы.

Планируется применить собственные речные суда с низкой осадкой, что обеспечит более длительный период навигации и удешевление транспортной составляющей северного завоза (доставка продуктов, медикаментов и топлива в труднодоступные поселки и целые регионы, в том числе арктические, которые зимой на несколько месяцев остаются отрезанными от большой земли из-за сложных климатических условий).

Своими видениями выхода из ситуации поделились заместитель Председателя Правительства Якутии Михаил Никифоров, генеральный директор ОАО «Туймаада-Агроснаб»-управляющей организации АО «Якутоптторг» Николай Алексеев, председатель постоянного комитета Ил Тумэна по селу и аграрной политике Андрей Находкин, заместитель министра предпринимательства, торговли и туризма Якутии Максим Прокопьев, заместитель ректора СВФУ по аналитической и экспертной деятельности Александр Кугаевский, представители арктических районов и ряда министерств и ведомств.

В частности, председатель постоянного комитета Ил Тумэна по селу и аграрной политике Андрей Находкин отметил, что имеется необходимая законодательная нормативная база по продовольственному обеспечению арктической зоны.

«Сегодня самый главный вопрос касается увеличения финансирования по проблемным вопросам, которые были озвучены в ходе совместного заседания. Один из ключевых моментов связан с организационной работой исполнительного органа. Основные проблемы определены Минсельхозом, Минарктикой, Якутоптторгом, которые непосредственно работают по данному направлению. Пекарни, складские помещения, контейнеры, восстановление авиаплощадок, малая авиация сегодня имеют первостепенную важность», – сказал парламентарий.

Вместе с тем Андрей Михайлович по животноводству в Арктике сказал, что утрачиваем на местах коневодство, скороспелую живность. Он отметил, что данный вопрос отрабатывается совместно с Минсельхозом.

«От позиции глав муниципальных районов арктической зоны очень многое зависит. Необходимо вплотную заняться проблемными вопросами с министерствами, парламентом. Интересно узнать, какие у вас есть предложения по плану работы на ближайшую перспективу», – подчеркнул председатель постоянного комитета Ил Тумэна.

Представители муниципальных районов отметили, что необходимо учесть и доставку лекарственных препаратов и строительных материалов в населенные пункты.

Участники совместного заседания приняли за основу рекомендации по вопросу продовольственного обеспечения Арктической зоны Республики Саха (Якутия).


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question