Сегодня: 20.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

В Якутии сокращается перекрестное субсидирование по электроэнергии

26.10.2022

YKTIMES.RU – В ходе XXXIX (очередного) пленарного заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн) 25 октября 2022 года рассмотрен проект регионального закона, вносящий изменения в региональную систему льготного тарифообразования, сообщает пресс-служба Ил Тумэна.

Проект Закона Республики Саха (Якутия) № 489-6 «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение», разработанный по законодательной инициативе Правительства РС (Я) в первом чтении представила председатель Государственного комитета РС (Я) по ценовой политике Антонина Винокурова.

В рамках своего доклада она пояснила основные моменты, связанные с актуализацией положений Закона Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2013 г. 1235-3 № 25-V «О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение» (информация дополняется).

С содокладом выступил председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации Юрий Николаев.

Вопросы докладчику задали первый вице-спикер парламента Якутии Александр Жирков, народные депутаты республики Вячеслав Куличкин, Владимир Богданов, Иван Данилов. В своих выступлениях парламентарии отметили необходимость проработки направлений в системе тарифообразования, важные для населения республики (информация дополняется).

Законопроектом предлагается:

– изменить наименование и актуализировать некоторые положения закона о льготных тарифах;

– скорректировать категории лиц, имеющих право на льготные тарифы;

– признать утратившим силу пункт 3 части 1 и актуализировать часть 2 статьи 3 закона о льготных тарифах;

– скорректировать основания для предоставления льготных тарифов.

В пояснительной записке законопроекта отмечено, что в соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 г. № 2306 в Правила определения и применения надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка – производителями электрической энергии (мощности), в целях достижения на территориях Дальневосточного федерального округа планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 895, с 2022 года введен запрет на финансирование перекрестного субсидирования населения в изолированной зоне электрической энергии и мощности за счет субсидии на выравнивание энерготарифов.

Таким образом, у Республики Саха (Якутия) возникает обязательство финансирования за счет средств регионального бюджета (в рамках субсидий ОКК) межтарифной разницы для населения на территориях изолированных зон энергоснабжения.

Как пояснил председатель постоянного комитета парламента Якутии по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации Юрий Николаев, рассматриваемый законопроект, прежде всего, предназначен нивелировать повышение тарифов в республике.

В частности, в проекте Закона Республики Саха (Якутия) № 489-6 «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение» в соответствии с приложением № 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 определен перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).

На основании вышеизложенного, необходима корректировка пункта 1 части 1 статьи 3 и пункта 3 статьи 4 Закона в соответствии с предлагаемой законопроектом редакцией.

Основанием для корректировки пункта 4 части 1 статьи 3 и части 3.1 статьи 4 Закона является необходимость введения на период 2022-2027 годов механизма поддержки малого и среднего бизнеса, а также установления льготных тарифов для физических лиц, владеющих гаражами, в связи с существенным ростом экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию (мощность) ввиду значительного повышения цен на топливно-энергетические ресурсы и изменения методических указаний по расчету регулируемых цен в сфере теплоснабжения (далее – методика), требующих включения выпадающих доходов предыдущего года и расчетной предпринимательской прибыли.

Так, из 597 тарифов на тепловую энергию установленных на 2022 год по 154 тарифам рост сложился выше уровня 10 %, из них по 80 тарифам рост сложился выше 15 %, в том числе по 11 тарифам рост выше 35 %.

На 2023 год с учетом повышения цен на топливно-энергетические ресурсы и изменения методики по 409 из 574 установленных тарифов ожидается рост выше 10 %, в том числе по Нерюнгринскому району выше 70 %.

Изменения в пункт 2.2 части 1 статьи 3 и пункт 2.1 статьи 4 Закона вносятся в целях приведения их редакции в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.

Признание утратившим силу пункта 3 части 1 статьи 3 Закона предлагается ввиду утраты его актуальности. Льготные тарифы для потребителей, определенных в указанном пункте в настоящее время не устанавливаются.

Распространение действия положений пунктов 2.1 и 4 части 1 статьи 3, части 3 и 3.1 статьи 4 Закона (в редакции законопроекта) на правоотношения, возникшие с 1 июля 2022 года, обусловлено необходимостью установления льготных тарифов на тепловую (для субъектов малого и среднего предпринимательства и физических лиц, владеющих гаражами) и экономически обоснованного тарифа на электрическую энергию (для населения, проживающего в изолированной зоне энергоснабжения) с указанного срока.

При этом проектом предлагается распространить действие положений пункта 4 части 1 статьи 3 и части 3.1 статьи 4 (в редакции законопроекта) до 30 июня 2027 года.

«Если раньше федеральный закон по выравниванию тарифов в электроэнергетике действовал в основном за счет западной части страны, то сегодня эта нагрузка снимается. Сегодня все субъекты Дальневосточного федерального округа перешли на фактический тариф, разницу платит каждый регион за счет средств своего бюджета, за исключением Республики Саха (Якутия). У нас осуществлялось перекрестное субсидирование.

До текущего года Якутия получала довольно большую сумму на выравнивание энерготарифов из федерального бюджета. Сегодня возмещение уменьшается, поэтому нагрузка на бюджет республики, начиная с 2023 года увеличится. Мы должны возместить суммы из бюджета республики, в рамках субсидий ОКК (организации коммунального комплекса), чтобы тарифы остались подъемными для нашего населения и предприятий. Нам предстоит работать в этом направлении», – рассказал Юрий Николаев, комментируя законопроект.

Отметим, что перекрестное субсидирование в электроэнергетике – это метод социального, экономического и политического регулирования цен на электричество. Он подразумевает, что часть оплаты за потребленную электроэнергию с плеч населения и объектов социальной сферы перекладывается на промышленность и предприятия. Фактически происходит перераспределение тарифов под контролем государства. Эта особенность тарификации была введена в 1990-х, в период экономического кризиса. Сегодня считается, что такая мера ограничивает темпы развития самой энергетики, промышленности, экономики в целом.

По итогам рассмотрения законопроект принят в первом чтении.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question