Сегодня: 19.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

В Якутске Михаил Мишустин провел совещание о ликвидации природных ЧС

16.08.2022

YKTIMES.RU – Полная стенограмма совещания о предотвращении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, которое в Якутске провел председатель Правительства России Михаил Мишустин опубликавана на сайте Белого Дома.

Из стенограммы:

М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!

У нас крайне важная тема для обсуждения – это обстановка с лесными пожарами и паводками.

Год назад по поручению Президента в ходе рабочей поездки в Южно-Сахалинск мы провели совещание по преодолению последствий чрезвычайных ситуаций на Дальнем Востоке. Округ сталкивается с такими сложностями чаще других. Сегодня обсудим положение дел и по всей стране.

Прежде всего – о том, что было предпринято за последнее время для устранения ущерба от уже произошедших природных бедствий и предотвращения новых.

Начнём с темы лесных пожаров.

По поручению Президента Правительство увеличило помощь регионам для их тушения. В частности, в текущем году финансирование на такие цели выросло более чем в два раза – с 6 млрд до 14,2 млрд рублей. Эти средства позволили нарастить авиационный и наземный мониторинг территорий в зоне риска, привлечь больше специалистов к работе, повысить оперативность принятия решений. В 30 российских субъектах смогли ликвидировать очаги уже в первые же сутки. Вот конкретный результат. В 13 – вообще не допустили их появления. И если сравнивать с прошлым годом, то с начала опасного сезона число пожаров снизилось на 15% и пройденная огнём площадь уменьшилась практически в два раза.

Это неплохой результат, но ситуация остаётся сложной. Поэтому принято решение направить дополнительное финансирование, в том числе на тушение пожаров. Подписано распоряжение Правительства о выделении 1,5 млрд рублей, около трети из них предназначены именно на борьбу с огнём. Часть средств предусмотрена на работы по локализации и ликвидации возгораний, а также меры, необходимые для снижения рисков их возникновения. Около 230 млн рублей от суммы пойдёт на оснащение межрегионального центра «Север», который создан по поручению Президента. Будет закуплена специализированная техника и специализированное оборудование. Сотрудники организации оказывают помощь в труднодоступных территориях, в том числе с использованием авиации.Мы также совершенствуем законодательство в этой сфере. В начале июля вступили в силу изменения в Правила введения чрезвычайных ситуаций в лесах из-за пожаров. Это ускорило процессы принятия решений и дало возможность оперативно привлекать дополнительные силы.

По упрощённому порядку режимы чрезвычайных ситуаций федерального уровня уже были установлены в Якутии и Хабаровском крае, что позволило повысить скорость реагирования в наиболее сложных регионах.

Уважаемые коллеги! Борьба с лесными пожарами – прежде всего обязанность региональных властей, Президент неоднократно это подчёркивал. Федеральный центр предоставляет российским субъектам финансовые ресурсы и необходимую технику. У вас есть сейчас всё, что требуется для эффективной организации такой работы.

Главой государства подписан указ, устанавливающий обязанность высших должностных лиц регионов обеспечить уменьшение площади лесных пожаров на их территориях. Правительством утверждено постановление, которое определяет методику расчёта такого целевого показателя. Главная задача – это минимум вдвое сократить площадь пожаров на землях лесного фонда по сравнению со средними значениями за предыдущие пять лет. Это должно стать для всех вас, уважаемые коллеги, ориентиром.

Остановлюсь отдельно на ситуации с паводками. Здесь в зоне особого риска также регионы Дальнего Востока. В текущем году пострадали населённые пункты в девяти субъектах округа – в Бурятии, в Якутии, Приморском, Забайкальском и Хабаровском краях, Амурской и Сахалинской областях, в Чукотском автономном округе и Еврейской автономной области. Подтоплены жилые дома, приусадебные участки, мосты, дороги и другие объекты.

Особого внимания требует обстановка в Амурской области. Там с начала августа развивается сильный паводок. Пострадали населённые пункты, инфраструктура. К сожалению, это нередкое явление в регионе. За последние 10 лет в этом российском субъекте было зарегистрировано восемь серьёзных наводнений. Необходимы системные меры, чтобы снизить риски чрезвычайных ситуаций. Подробнее о положении дел в регионе нам доложит губернатор.

Поддержка нужна и Приморскому краю. Финансирование требуется для восстановления транспортной инфраструктуры, выплаты материальной помощи пострадавшим, срочных аварийных работ, возмещения ущерба сельхозпроизводителям. Соответствующее поручение будет дано Министерству финансов – проработать вопрос выделения необходимых средств из федерального бюджета на эти цели.

В борьбе со стихией главное, если это возможно, действовать на опережение, поэтому на защиту граждан от наводнений Правительство выделяет существенные ресурсы. В трёхлетнем бюджете предусмотрено 15 млрд рублей – по 5 млрд ежегодно. Они направляются на строительство и реконструкцию 32 защитных гидротехнических сооружений. Бо́льшая часть – 23 объекта – должны появиться в дальневосточных субъектах. Их протяжённость достигнет практически 170 км.

Сегодня хочу услышать, как продвигаются эти работы, что ещё делается для защиты людей от паводков и стихийных явлений.

Давайте перейдём к обсуждению. Начнём с доклада Министра по чрезвычайным ситуациям о текущем положении дел.

А.Куренков: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!

МЧС России уделяет особое внимание защите населённых пунктов и объектов экономики от природных пожаров и паводков. В рамках реализации поручений Президента и Правительства Российской Федерации, направленных на совершенствование деятельности в области тушения природных пожаров, МЧС России инициированы и при поддержке Правительства внесены существенные изменения в законодательство Российской Федерации. Теперь федеральные органы исполнительной власти обязаны предоставлять МЧС России доступ к своим информационным ресурсам. Это позволяет нашим специалистам своевременно прогнозировать развитие обстановки и объёмы возможного ущерба при возникновении чрезвычайной ситуации. Работа по подключению МЧС России к информационным ресурсам других ведомств продолжается.

Усилена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности и лесные пожары, повлекшие значительный ущерб. Установлена ответственность за бездействие должностных лиц, повлекшее за собой распространение пожаров. Также организована работа по определению населённых пунктов, защиту которых должна осуществлять Федеральная противопожарная служба. Это позволит оптимально распределить силы и средства для тушения пожаров, а также повысить уровень противопожарной защиты населённых пунктов, в которых проживает наибольшее количество населения и размещаются крупные производственные объекты.

В ближайшее время проект распоряжения будет внесён в Правительство Российской Федерации.

Также законодательно закреплены меры, которые помогут более эффективно проводить эвакуационные мероприятия при чрезвычайных ситуациях и обеспечить безопасность граждан в зоне чрезвычайной ситуации.

Уважаемый Михаил Владимирович!

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации значительно упрощена процедура оказания финансовой помощи пострадавшим гражданам, внесены соответствующие изменения и нормативные документы. Теперь для осуществления выплат достаточно подтверждения факта проживания в зоне чрезвычайной ситуации. Раньше для этого необходимо было подтвердить регистрацию по месту жительства. Для сокращения сроков получения выплат с 2022 года обращения граждан принимаются через портал «Госуслуги».

Хочу отметить, что впервые эта услуга на практике реализуется здесь, в Якутии, при оказании финансовой помощи пострадавшим от паводка летом этого года. В настоящее время продолжается работа по улучшению данного сервиса, в том числе с учётом предложений правительства Якутии.

Кроме того, МЧС России поддержало инициативу Минприроды по изменению условий признания лесного пожара чрезвычайной ситуацией. При этом хочу отметить, что независимо от ведомственной принадлежности противопожарное подразделение, не дожидаясь формальных решений, оперативно реагирует на складывающуюся лесопожарную обстановку, активно применяет воздушные суда, осуществляется передислокация лесопожарных формирований и грузов, а также проводятся мероприятия по тушению очагов возгорания с применением водосливных устройств.

С начала пожароопасного сезона 2022 года авиация МЧС применялась для тушения лесных пожаров и доставки личного состава лесопожарных формирований более 270 раз. Произведено более 1 тыс. 900 сливов воды общей массой более 12 тыс. т. Выполнена перевозка свыше 3 тысяч 800 специалистов лесопожарных формирований.

Уважаемый Михаил Владимирович!

Ещё раз хочу отметить эффективность космического мониторинга лесопожарной обстановки. С начала года из всех зафиксированных термальных аномалий подтвердились как возгорания 88%. Использование данных космического мониторинга позволяет своевременно ликвидировать выявленные термоточки и не допускать увеличения площадей природных пожаров.

Вместе с тем статистика показывает, что выявленные пожары, в том числе на землях особо охраняемых природных территорий, не всегда локализуются в первые дни их обнаружения. Мы неоднократно обращали внимание на то, что реагировать нужно своевременно, не дожидаться кратного увеличения площадей пожаров и доведения ситуации до критических значений, чтобы потом экстренно запрашивать помощь федерального центра.

Как я уже сказал, мы поддержали снижение критериев признания лесного пожара чрезвычайной ситуацией, но сейчас есть опасение, что это сделано лишь для упрощения привлечения федеральной группировки, вместо того чтобы региональным командам эффективно тушить пожары силами, которые предусмотрены сводными планами тушения лесных пожаров.

Кроме того, природные пожары, которые произошли в июле и в августе на территории Хабаровского края и Якутии, показали, что существует проблема применения авиации в удаленных труднодоступных районах. При наличии соответствующих площадок для приземления авиационной техники отсутствует возможность дозаправки применяемых воздушных судов.

Поэтому для решения этой проблемы предлагается проработать вопрос создания на малых региональных аэродромах резервов авиационного топлива. Здесь речь идёт о том, что вертолеты иногда не могут даже донести необходимого запаса горючего. Им только хватает топлива для того, чтобы вернуться потом обратно, если не будет этого запаса. Он очень важный, и он будет покрывать всё направление даже необслуживаемых лесов.

Также с учётом разделения в федеральном законодательстве понятия ландшафтных и лесных пожаров предлагается определить, что тушение ландшафтного пожара, в отличие от лесного пожара, осуществляется на основании плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. При этом предлагается наделить МЧС России правом по определению порядка разработки и утверждения таких планов, что позволит выработать единый подход к тушению пожаров.

МЧС России готовит предложения о включении в план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2023 год разработки соответствующего проекта федерального закона.

Теперь по работе, связанной с предотвращением и ликвидацией паводков. Необходимо отметить, что весеннее половодье стало более предсказуемым. Превентивные мероприятия по безаварийному пропуску паводковых вод выполняются на основании среднесрочных прогнозов.

Учитываются снегозапасы, увлажнение, промерзание грунта, а также толщина льда на реках, активно применяются данные дистанционного зондирования земли. Вся эта информация позволяет адресно применять силы и средства для недопущения образования заторов на реках. Это снижает возможные негативные последствия и обеспечивает контролируемое прохождение весеннего половодья. Однако особую озабоченность вызывают дождевые паводки, которые труднопредсказуемы, особенно на небольших реках в горных районах. Это прежде всего связано с нехваткой специалистов и сокращением количества гидропостов.

Кроме того, значительно увеличилась частота воздействия циклонов на реки Дальнего Востока. Если раньше тяжелые паводки приходили в среднем один раз в пять лет, то сейчас мы наблюдаем такие явления практически ежегодно.

Сейчас специалисты МЧС России для прогнозирования дождевых паводков используют данные открытых, в том числе иностранных, источников, не имеющих соответствующей сертификации. Поэтому предлагается развивать отечественные сервисы в этой области, а также поэтапно увеличить количество гидропостов на реках Дальнего Востока.

Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!

Отдельно хочу остановиться на инженерной защите населённых пунктов. Нами проведена сравнительная оценка, которая показала, что стоимость строительства защитных сооружений, проведения берегоукрепительных и дноуглубительных работ, а также расчистки русел рек в разы меньше, чем затраты на возмещение ущерба от паводков. Справочно: 1 рубль, потраченный на проведение превентивных мероприятий, экономит 12 рублей, которые могут быть затрачены на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации, вызванной паводком.

Особенно актуальны эти мероприятия для объектов в зонах возможного затопления. В соответствии с действующим законодательством в субъектах ведётся работа по установлению таких зон – затопления и подтопления. Хочу напомнить, что первоначально Президентом Российской Федерации срок завершения данной работы был установлен к исходу 2019 года, однако в связи с трудоёмкостью и финансовыми затратами её реализация перенесена на более поздний срок.

Всего на территории страны выделено более 8 тыс. зон возможных подтоплений, из которых к сегодняшнему дню установлено 66%. Данная работа полностью завершена в 33 субъектах Российской Федерации.

По нашему мнению, субъектам Российской Федерации необходимо усилить контроль за исполнением поручений и завершить работы по установлению зон затопления в кратчайшие сроки, а также изыскивать собственные средства для инженерной защиты населённых пунктов от паводков. Важно своевременно возводить защитные сооружения, проводить работы по укреплению береговых зон, углублению дна и расчистке русел рек. Выполнение этих мероприятий позволит сократить затраты на возмещение возможного ущерба от опасных гидрологических явлений.

Уважаемый Михаил Владимирович!

Наиболее сложная обстановка, как Вы и сказали, вызванная дождевыми паводками, складывается на территориях Амурской области и Забайкальского края. Решением правительственной комиссии ситуация в этих регионах 12 августа отнесена к чрезвычайной ситуации межрегионального характера и установлен федеральный уровень реагирования. В случае ухудшения обстановки в готовности к реагированию находятся аэромобильные группировки Амурского, Сибирского, Камчатского спасательных центров МЧС России в количестве 150 человек, 11 единиц техники и 21 плавсредства. Национальный центр управления в кризисных ситуациях держит ситуацию на контроле. Завтра я провожу в Хабаровске совещание именно по данному вопросу.

М.Мишустин: Спасибо, Александр Вячеславович.

Конечно, очень важно, чтобы люди, которые пострадали от стихии, не остались один на один со своей бедой, нужно им оказывать всяческую помощь. Здесь я также надеюсь на скоординированную работу МЧС с губернаторами и регионами, потому что координация помогает в разы ускорить как помощь, так и ликвидацию последствий.

Хотел бы заслушать Министра природных ресурсов и экологии Александра Александровича Козлова. Что ещё делается для предупреждения лесных пожаров и паводков?

А.Козлов: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!

Год назад, 27 июля, Вы провели важное для нас совещание в Южно-Сахалинске. По итогам Президент поддержал увеличение федерального финансирования с 6 млрд до 14,2 млрд рублей на борьбу с лесными пожарами, а на строительство дамб выделили 15 млрд рублей дополнительно. Бóльшую часть из сумм получил Дальний Восток.

Начну с лесных пожаров. В этом году ситуация в лесах спокойнее предыдущего года. Несмотря на то что число лесных пожаров сопоставимо с прошлым годом, на сегодняшний день площадь, пройденная огнём, в 2,7 раза меньше: сейчас 3,1 млн га, а в это же время прошлого года было уже почти 8,4 млн га. Если отдельно брать Дальний Восток, то площадь уменьшилась в 3,5 раза – с 7,5 млн га до 2,1 млн га, из них более половины – в труднодоступных и малонаселённых территориях, таких как Хабаровский край, Якутия, Чукотка и Магадан.

Хочу сказать спасибо нашим бойцам, которые ежедневно рискуют своими жизнями и продолжат это делать ещё минимум полтора месяца. Причём 93% лесных пожаров потушили сотрудники лесопожарных станций, которые заняты круглый год на иных работах: на лесовосстановлении, в противопожарных и санитарных мероприятиях.

По прогнозу, до конца сентября сохранится высокая пожарная опасность в Якутии, Чукотке, Бурятии, Приамурье, на севере Хабаровского края. Возможно повышение горимости в отдельных районах Приморья, Забайкалья и Камчатки.

Акцентирую ваше внимание, что на данный момент только один лесной пожар перешёл в населённый пункт: 28 июля в якутском селе Арылах огонь повредил пять построек.

Весной в Сибири были техногенные пожары. Сильный ветер оборвал линии электропередачи, а в одном случае разнёс искры от сварки, также были переходы огня с полей и лугов. Такие пожары называются ландшафтными, и тушить их с 1 января текущего года по закону – полномочие губернаторов.

Мы посчитали: этой весной треть всех лесных пожаров в стране произошла из-за перехода ландшафтного огня на земли лесного фонда. На Дальнем Востоке таких случаев было 411, или 8%. Причём статистику переходов ведём только мы. В регионах их не фиксируют, и они проходят как термоточки.

На федеральном штабе Рослесхоза в июне мы договорились с губернаторами, что они начнут вести учёт ландшафтных возгораний в осенний пожароопасный период текущего года.

Как я уже сказал, этот сезон мы проходим спокойнее, и, безусловно, помогает нам в этом дополнительное финансирование. Деньги довели до регионов ещё в декабре прошлого года. При распределении особо учли традиционно горимые субъекты. Якутия, например, получила 1,6 млрд рублей. Почти в шесть раз ей увеличили денежную помощь. Также отмечу, что все эти федеральные деньги «окрашены». И если в субъекте не будет лесных пожаров, то средства в течение текущего года можно перераспределить на другие мероприятия по охране лесов, например провести противопожарное обустройство лесов.

Хотел бы небольшую ремарку сделать. В начале года отдельные регионы, получив больше федеральных денег, решили срезать региональное софинансирование. Считаем такое недопустимым. В будущем году ни в коем случае нельзя этого допускать.

Всего 11 регионов Дальневосточного округа получили почти 6 млрд рублей. На что они пошли? Около 9 часов авиационного мониторинга выросли до почти 18 тыс. Наземное патрулирование увеличилось с 94 тыс. до 110 тыс. км. Лесных пожарных было 3057 человек, а стало 4225. Парашютистов-десантников было 1394, а теперь 1951 человек. Отмечу, что сейчас наш штат парашютистов и наземных пожарных по всей стране превышает 27 тысяч бойцов.

Межрегиональный лесопожарный центр «Север» начал свою работу, как и было поручено в прошлом году на Сахалине. 150 парашютистов-десантников и 125 человек лётно-технической службы набрали в штат. Цифра для нас существенная, потому что до этого на всю страну было 580 федеральных десантников. Четыре новых вертолёта поступили в центр, два из них забазированы в Якутии, ещё два Ми-8 поступят на вооружение «Авиалесоохраны» в сентябре этого года. Чтобы вы понимали: раньше был только один старенький «Робинсон» из всей техники в наличии.

Таким образом, в этом году профинансировали всю цепочку – от основного звена пожаротушения до нашего боевого спецназа федерального резерва.

Михаил Владимирович, единственное, до сих пор нет решения по содержанию «Севера» на будущий, 2023 год. Заявка на 1,2 млрд рублей в Минфин направлена. Почему нужно именно государственное финансирование? Потому что центр работает по госзаданию. Это структурное подразделение «Авиалесоохраны». Парашютисты-десантники с марта по октябрь находятся на боевых постах, рискуют жизнями.

Мы на рабочей группе бюджетной комиссии договорились с Антоном Германовичем Силуановым (она прошла 9 августа) вынести этот вопрос на заседание Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам. Просьба поддержать нас.

Ещё о деньгах. Михаил Владимирович, как и договаривались с коллегами из МЧС, затраты на межрегиональное маневрирование будут компенсированы, когда пройдём сезон. Это зарплаты лесных пожарных, стоимость авиации на тушение лесных пожаров, в том числе МЧС. Итоговые суммы посчитаем в сентябре и обратимся за компенсацией в резервный фонд Правительства в октябре текущего года. Это ежегодная практика.

Хотел бы поблагодарить Министерство чрезвычайных ситуаций, лично Александра Вячеславовича Куренкова, что всегда оперативно откликается, предоставляет авиацию для тушения и десантирования наших бойцов.

В нормативно-правовом поле в этом году мы тоже сделали серьёзные шаги. Прорабатывали решения на площадке Координационного центра Правительства в рамках инцидента №28.

Во-первых, снижение времени для введения режимов ЧС. Докладывал об этом Президенту на совещании 10 мая, он поддержал, и с 7 июля новые правила вступили в действие. Теперь режим чрезвычайной ситуации федерального значения вводится, если региональная ЧС действует уже семь дней или в федеральных нацпарках и заповедниках горит более 200 га.

Как раз по новым правилам 19 июля правкомиссия ввела федеральную ЧС в Якутии и Хабаровском крае, одним из условий стал пожар в заповеднике «Джугджурский». До ближайшего населённого пункта – 120 км, до Хабаровска – 1700 км. Горела лесная подстилка на горном пике, куда трудно подлететь из-за рельефа и небезопасно высаживать людей.

Подчеркну, пожары в этих местах никогда, даже во времена СССР, не тушили. Но благодаря введённому режиму ЧС мы распаковали резервы авиатоплива, о чём как раз говорил Александр Вячеславович. И когда нам позволила погода и пожар спустился ниже по склону, к нему смогли подлететь вертолёты, из которых десантировались наши парашютисты дальневосточной авиабазы и потушили огонь.

Я полностью согласен с предложением Александра Вячеславовича о том, что нужно сформировать резерв по определённым точкам локации, для того чтобы быть готовыми к таким, скажем так, нестандартным ситуациям.

Второй нормативно-правовой акт. Я сказал, что пожары в этих местах никогда не тушили. Почему? Потому что эта территория значится в регионе как зона контроля. Это официальная терминология, которая использовалась и в советское время.

Россия – большая страна, есть крайне удалённые и труднодоступные территории, где не живут люди, нет объектов экономики. Там лесные пожары контролируют и реагируют по фактической возможности или при угрозе экономическим объектам.

Например, все 44 пожара Хабаровского края – а это 750 тыс. га – это как раз зона контроля. Или Якутия: из 240 тыс. га физически обслуживали лишь 68 тыс., все остальные – в зоне контроля.

Ранее все эти зоны определял сам регион, ни с кем не согласовывая. Мы подход изменили. 12 августа Минюст зарегистрировал приказ Минприроды №244, который обязывает все зоны контроля выверять с Рослесхозом и сокращать их. Неважно, что на землях лесного фонда могут быть болота и редколесья, наша задача – увеличить территории, где с пожарами активно борются. В перспективе, безусловно, это потребует развития инфраструктуры, в первую очередь авиационной, и финансирования.

Всё, что мы делаем, имеет очень чёткую цель – сократить площади лесных пожаров не менее чем в два раза. Указ Президента об этом опубликован 15 июня. И для каждого региона страны будет установлено, насколько он должен сократить площади. Показатели методики прописаны в постановлении Правительства.

Паводковая обстановка. В этом году от наводнений пострадали Приамурье, Забайкалье, Якутия и Приморье.

Отмечу, что прогнозы Росгидромета выдавались заблаговременно. Уверен, все понимают, что дождевой паводок может сформироваться крайне быстро и реагировать на него нужно незамедлительно.

По прогнозу на вторую половину августа, в зоне негативных и опасных явлений находятся Приамурье, Хабаровский край, Еврейская автономная область, юг Приморья и юго-восток Забайкалья.

Водная стихия ежегодно наносит экономический ущерб людям. После 80 млрд прямого ущерба от наводнения 2013 года Президент поручил построить 37 дамб на Дальнем Востоке. Построили всего лишь 12.

В прошлом году после актуализации перечня у нас было уже 58 сооружений, которые нужны Дальнему Востоку, чтобы защитить людей и их имущество. Михаил Владимирович, спасибо большое ещё раз за то совещание на Сахалине, Вы поддержали нас в прошлом году и выделили деньги на строительство самых первоочередных объектов: 13,2 млрд рублей – на 23 дамбы до 2024 года и 4,6 млрд рублей – на завершение пяти объектов в 2025 году.

Все объекты определены совместно с главами регионов и дальневосточной прокуратурой. На сегодняшний день по большинству идём в графике.

Кратко изложу.

Бурятия. На дамбе в Улан-Удэ уже обустраивают монолитное бетонирование. По дамбе в Наушках до 1 сентября корректируется ПСД, после чего строители выходят на объект.

Приморский край. В Уссурийске и посёлке Горные Ключи идут строительно-монтажные работы, около сёл Рощино и Вострецово отсыпают тело дамбы, в Лесозаводске работы начались 1 августа, идёт разработка грунта.

Еврейская автономная область. В селе Ленинском отсыпают тело дамбы, работы по сёлам Квашнино, Кукелево, Новое и Дежнёво по плану начнутся 1 октября.

По защите Верхневилюйска в Якутии до 1 октября корректируется ПСД, завозятся инертные материалы на стройплощадку.

В забайкальском селе Малета на будущей дамбе начались земляные работы.

Проектно-сметную документацию и само строительство, бюджет мы разрабатываем для трёх объектов в Амурской области и для шести в Забайкалье. Завершаем строительство трёх объектов в Комсомольске-на-Амуре.

Через три года все 23 дамбы должны быть построены. Это 168 км защиты для более чем 90 тысяч жителей и предотвращения возможного экономического ущерба в 88 млрд рублей.

Наши коллеги из Росводресурсов уже работают с регионами по заявкам на следующую трёхлетку.

В Минстрой на согласование направили 24 объекта, которые защитят от наводнений 87 тысяч жителей и предотвратят ущерб в 75 млрд рублей, притом что стоимость строительства оценивается в 19 млрд.

Этот вопрос мы также обсудили на бюджетной комиссии 9 августа с Антоном Германовичем Силуановым, также предлагаем вынести его на заседание правительственной комиссии и обсудить возможные источники финансирования, которые мы в том числе предлагаем Министерству финансов.

Кроме этого, учитывая ежегодные паводки, рассматриваем варианты, как увеличить число наблюдательных пунктов Росгидромета. Сейчас на Дальнем Востоке их 800. Если открыть 87 дополнительных постов, то заблаговременность гидрологических прогнозов увеличится на один-два дня. Детально проработаем технические решения и места, так как установить пункт абы где нельзя, повышение уровня воды может уничтожить оборудование (такие случаи были). Если финансирование будет выделено, то уже с 2024 года сможем приступить к обустройству новой наблюдательной сети.

В конце доклада хотел бы сказать о строительстве гидроэлектростанций в бассейне реки Амур. Считаю нужным вернуться к проработке этого вопроса. Сейчас сток малозарегулирован. В срезе паводков участвуют только две станции – Зейская и Бурейская в Амурской области. Появление новых ГЭС, особенно на горных реках – таких как Селемджа и иных, защитит население от наводнений и разгрузит энергобаланс регионов.

М.Мишустин: Спасибо, Александр Александрович.

Теперь подробнее давайте поговорим о ситуации на местах. Начнём с Айсена Сергеевича – по вопросам сегодняшним в Якутии в первую очередь. Подробно расскажите о ситуации с точки зрения лесопожарной безопасности, как проходите этот сезон, какие меры принимаются, и о противодействии паводкам.

А.Николаев: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!

Леса занимают огромную часть нашей республики – 255 млн га, это 31% лесного фонда страны. В прошлом году из-за экстремальной жары и отсутствия осадков была зарегистрирована очень высокая горимость, и, напомню ещё раз, 1697 пожаров с площадью, пройденной огнём, почти 8 млн га.

Благодаря решениям Президента и Правительства в этом году плановое финансовое обеспечение у нас улучшилось значительно, в 5,5 раза увеличено финансирование из федерального бюджета – до 1,6 млрд рублей. Республикой также со своей стороны плановые параметры увеличены в 2,4 раза – до 912 млн. Это позволило нам увеличить в два раза численность лесопожарных формирований, в том числе республиканской авиалесоохраны, увеличить время авиапатрулирования в четыре раза (до 5 тыс. часов) и создать три новых авиаотделения.

Также в лесопожарные формирования и пожарные спасательные службы республики поступило 172 единицы техники, из них 62 – по нацпроекту «Экология», 24 – по решению Юрия Петровича Трутнева в рамках единой субсидии, 20 единиц техники – из Росрезерва по Вашему решению, Михаил Владимирович, 66 единиц техники закуплено за счёт средств республики.

В этом году можно сказать, что благодаря всем принятым решениям, благодаря совместной работе всех служб – и федеральных, и республиканских, муниципальных – пожароопасный сезон пройдёт значительно благоприятнее по сравнению не только с прошлогодним сезоном, но и более ранними. Впервые с 2017 года будут самые лучшие результаты в части минимизации лесных пожаров. Это мы сегодня уже можем ответственно заявить.

В текущем году мы цифровизовали отрасль посредством внедрения региональной системы противодействия лесным пожарам. С восьми платформ мы всё перевели в одну, и сейчас это помогает нам и оперативным службам быстрее получать информацию о текущей пожароопасной обстановке.

Сегодня у нас зарегистрировано 524 пожара, что по сравнению с аналогичным периодом 2021 года меньше в три раза, а площадь, пройденная огнём, на сегодня составляет 520 тыс. га, что меньше прошлого года в 12 раз. В прошлом году на это время площадь, пройденная пожарами, была 6 млн 201 тыс. га.

Всего за истекший период этого года действиями по тушению ликвидирован 231 лесной пожар, из них в зоне контроля мы потушили 69 лесных пожаров, что в два раза больше, чем в прошлом году.

На текущий день в республике остаются 11 лесных пожаров, в основном на юго-востоке, на границе с Хабаровским краем, что меньше прошлого года в 15 раз, а площадь, пройденная огнём, сейчас составляет порядка 70 тыс. га. Мы с Юрием Петровичем (Трутневым) сегодня вспоминали, как год назад, когда как раз он здесь был, у нас горело 4,5 млн га. А в этом году введённый 28 июня режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера в связи со стабилизацией лесопожарной обстановки отменён 12 августа.

Общая пожарная группировка у нас была до 1472 человек, 141 единица техники работала. В рамках межрегионального маневрирования на территорию республики прибывало 778 человек лесопожарных формирований из 12 регионов страны, большая благодарность коллегам-губернаторам, Рослесхозу за эту помощь. МЧС России оказана огромная оперативная помощь в привлечении воздушных судов. Работало здесь два Бе-200, Ми-26 (он и сейчас работает), и Ми-8 – две единицы.

В рамках поручения Президента от 2 июня этого года мы проводим эксперимент по искусственному вызыванию осадков в целях предотвращения лесных пожаров и снижения класса пожароопасности в лесах, потому что на такой огромной территории, как Якутия, мы должны всё-таки максимально профилактировать пожары, не позволять им появляться, нежели чем потом уже реагировать на возникшие пожары.

Начиная с 14 мая самолёты-зондировщики Росгидромета выполнили 26 авиационных вылетов. Общий налёт составил 133 лётных часа. Мы видим, что в результате искусственного вызывания осадков в ряде районов республики наблюдалось снижение класса пожароопасности в лесах, что существенно снизило риски возникновения лесных и других ландшафтных природных пожаров.

Также самолёты авиалесоохраны с июня по август выполняли мероприятия по искусственному вызыванию осадков на уже имеющихся лесных пожарах.

Уважаемый Михаил Владимирович!

Сейчас в республике, Александр Александрович (Козлов) про это сказал, обслуживается 50 млн га из 255 млн лесного фонда. Остальное – это у нас так называемая зона контроля.

Мы полностью поддерживаем решение об увеличении зоны обслуживания. Уже в этом году зона обслуживания увеличена на 10 млн га. Вместе с тем географические особенности республики – это слабая развитость дорожной, аэропортовой инфраструктуры, низкая плотность населения и огромные расстояния между населёнными пунктами.

В этой связи тушение лесных пожаров на удалённых территориях необходимо организовывать с учётом переброски значительного количества сил и средств, и также надо понимать, что здесь будет задействована только авиация. Всё это требует не только соответствующей подготовки, обучения личного состава лесопожарных формирований, наличия авиатехники, но и соответствующего увеличения финансового обеспечения.

Поэтому мы и дальше будем вместе с Рослесхозом и Министерством природных ресурсов планово увеличивать зону обслуживания. При этом прошу, чтобы субвенции регионам на осуществление переданных полномочий в области лесных отношений, в частности, на осуществление охраны лесов от пожаров увеличивались при расширении зоны обслуживания лесных пожаров. Это первое.

Михаил Владимирович, я прошу: в прошлом году было поручение Президента в части увеличения численности формирований федеральной авиалесоохраны на территории Дальнего Востока.

Я выражу мнение всех коллег-губернаторов: это очень важно и это очень нужно. Мы с Александром Александровичем тоже договаривались, что распределим 300 человек по территориям нескольких субъектов. В Якутию – 60 человек, в Приморье – 50, в Хабаровский край.

Поэтому очень просим поддержать, чтобы это поручение Президента было окончательно выполнено по Дальнему Востоку.

По прохождению весеннего половодья. В этом году мы прошли его более-менее нормально. На территории Якутии огромные реки проходят, поэтому каждый год есть определённые проблемы, и Александр Вячеславович (Куренков) правильно сказал, что в последние годы прогнозируемость заторов у нас стала понятна. Мы с МЧС заранее готовимся, в том числе и взрывные работы проводим. Мы уже научились минимизировать ущерб, наносимый весенним паводком. В этом году 19 населённых пунктов пострадало. Всем пострадавшим оказана необходимая помощь, аварийно-восстановительные работы проведены. Для Якутии период весеннего паводка в этом году прошёл нормально.

Вместе с тем в результате сильнейших дождевых паводков, которые прошли в начале июля на территории Верхоянского хребта, у нас в двух районах, Верхоянском и Кобяйском, произошёл резкий подъём уровня воды в горных реках, вследствие чего 11 населённых пунктов было подтоплено. Всего в этот дождевой паводок попало 579 дворовых территорий, 447 жилых домов, в том числе 362 индивидуальных. Пострадало в общей сложности 3 тысячи 184 человека. В настоящее время все населённые пункты полностью освободились от воды. Юрий Петрович был на этой территории 20 июля, посетил Верхоянск, Батагай. Конечно, мы видим, что работы по инженерной защите от паводковых вод по городу Верхоянску необходимы и организовывать их надо быстрее. Вся документация подготовлена и находится в Росводресурсах.

Что касается помощи пострадавшим населённым пунктам, то большинство детей оттуда (почти 400 детей) были направлены на отдых и оздоровление в санатории и детские дома отдыха. Пострадавшим были выделены средства. Мы сегодня докладывали о том, как эта работа была организована. Мы раньше запланированного срока – уже 10 августа в Верхоянском районе начали отопительный сезон. Сейчас проводятся аварийно-восстановительные работы на социально значимых объектах, на объектах дорожной инфраструктуры.

Благодаря поддержке МЧС России, вертолётам Ми-26 организована доставка стройматериалов для восстановления социально значимых объектов. На текущую дату доставлено 66 т, завоз грузов планируется завершить 24 августа. В ряд населённых пунктов никаким другим транспортом, кроме вертолётного, сегодня нет возможности организовать доставку.

Мы планируем восстановительные работы по учреждениям образования завершить до 1 сентября, а по всем другим – до 30 сентября 2022 года.

В этом году благодаря поддержке Министерства природных ресурсов начаты берегоукрепительные работы на реке Вилюй в районе села Верхневилюйск, которые остановят обрушение берега и снимут угрозу жилым домам и социальным объектам. На сегодняшний день два объекта с уже положительным заключением госэкспертизы – это инженерная защита города Верхоянска (стоимость – 1 млрд 300 млн рублей) и реконструкция дамбы в районе села Градский Берег (это Нантский Улус, граничащий с городом Якутском, – на 400 млн рублей). Соответствующие заявки в Росводресурсы направлены. Михаил Владимирович, учитывая периодическое затопление территорий у нас в республике, в целом обстановку в Якутии и на Дальнем Востоке, мы бы просили, не дожидаясь 2025 года (если есть возможность, то уже с 2023 года), начать финансирование объектов инженерной защиты, не дожидаясь, когда эти проблемы к нам придут.

М.Мишустин: Спасибо, Айсен Сергеевич.

Сейчас заслушаем Василия Александровича Орлова, губернатора Амурской области: как регион сегодня справляется с последствиями паводка, что делается для помощи жителям подтопленных населённых пунктов. Расскажите также о работе по борьбе с лесными пожарами.

В.Орлов: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!

В результате выхода циклонов, достигавших критериев опасного явления, инфраструктуре Амурской области был нанесён значительный ущерб в этом году: предварительно – более 1,2 млрд рублей. Решением правительственной КЧС обстановка на территории Амурской области отнесена к чрезвычайной ситуации межрегионального характера с федеральным уровнем реагирования. Гибели и травмирования людей не допущено. Всего было подтоплено 136 жилых домов, 252 приусадебных участка, повреждено 9 мостов, 24 участка автомобильных дорог. Было эвакуировано 280 человек, в том числе 83 ребёнка.

В настоящее время остаются подтопленными пять приусадебных участков, пять участков автомобильных дорог, подтопленных жилых домов и автомобильных мостов нет. Задействована группировка сил и средств в количестве 907 человек, 245 единиц техники, в том числе 40 плавсредств, два плавающих гусеничных транспортёра, два вертолёта Ми-8.

Хочу сказать отдельные слова благодарности Министерству по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации за профессиональную работу.

На данный момент организованы аварийно-восстановительные работы, проводится откачка воды, очистка от мусора, оказывается адресная помощь жителям. Мы прогнозируем смещение паводков по рекам Зея, Амур без достижения отметок опасного явления. Правительством Амурской области принято решение об оказании мер социальной поддержки пострадавшему населению из регионального бюджета.

Михаил Владимирович, хотел бы остановиться чуть более подробно на предложениях Амурской области. Как уже было сказано Александром Вячеславовичем (Куренковым), за последние годы Амурская область приобрела большой опыт в ликвидации ЧС, вызванных паводками. Так, за последние десять лет зарегистрировано восемь наводнений, из которых три были с введением федерального уровня реагирования. Заканчивается в этом году трёхлетняя работа по определению зон затопления, в которые попали 219 населённых пунктов Амурской области. Мы выделили порядка 250 млн рублей из областного бюджета, и в этом году эта работа будет завершена.

С 2019 года по нашей инициативе, поддержанной Минстроем России, выплаты на приобретение нового жилья взамен утраченного в ЧС предоставляются исключительно при условии передачи владельцами этих подтопленных помещений в муниципальную собственность. При этом переданное гражданами аварийное жильё сносится органами местного самоуправления в целях исключения его перепродажи новым владельцам.

Таким образом, благодаря поддержке федерального бюджета за период с 2019 по 2021 год из зон затопления нам удалось отселить 2863 человека с предоставлением им 818 жилых помещений.

Считаем, такие меры более эффективны, чем выделение средств на капитальный ремонт подтопленных домов. На примере Амурской области мы видим, что дома граждан, проживающих на затапливаемых территориях, уже после проведённого капитального ремонта тонут повторно. Учитывая, что ранее при предоставлении выплат на покупку нового жилья работа по отселению из зон ЧС не велась, в домах, попавших в наводнение 2013 года, продолжают проживать граждане. В текущем году эти дома снова затопило. Их собственники уже получали выплаты на приобретение жилья, а непригодные дома продавали. Новые владельцы, как правило, даже не знают о том, что дома признаны непригодными для проживания.

Свои предложения по решению данной проблемы мы уже направили в Минстрой России. Коротко их повторю.

Первое. Необходимо в обязательном порядке отражать в выписках из ЕГРН сведения о статусе жилья, расположенного в зоне затопления, признании таких помещений непригодными для проживания и обязательно отражать данную информацию в сделках по переходу прав новым владельцам.

Второе предложение. Михаил Владимирович, хочу Вас поблагодарить за выделение федеральных средств на строительство берегозащитных сооружений в Благовещенском районе, но вместе с тем выделение средств на берегозащиту не всегда эффективно. В качестве примера хочу привести село Новопетровка Константиновского района. Подчёркиваю: это не единственный населённый пункт с подобными характеристиками. В этом селе проживает менее 500 человек с тенденцией оттока населения, с отсутствием каких-либо значимых объектов экономики. Стоимость строительства дамбы для данного населённого пункта составляет 1,386 млрд рублей.

Мы полагаем, что жителей таких населённых пунктов целесообразнее переселять на неподтапливаемые территории. Мы предлагаем разработать федеральную программу по стимулированию граждан отселяться из зон затопления, в том числе с использованием механизмов льготного дальневосточного ипотечного кредитования. Амурская область готова выступить пилотным регионом. Мы готовы взять на себя часть затрат граждан на первоначальный взнос. Считаем, что это будет правильная практика.

Третье предложение, немаловажное для нас, – это отмена дачной амнистии для индивидуального жилищного строительства в зонах затопления, так как она исключает контрольные функции муниципалитета и допускает строительство и регистрацию прав собственности на индивидуальные дома в зонах затопления без их надлежащей инженерной защиты. Здесь требуется корректировка федерального законодательства.

Уважаемый Михаил Владимирович!

В рамках ликвидации последствий текущей ЧС просим дать поручение Минстрою России организовать совместно с Амурской областью взаимодействие по предоставлению в соответствии с постановлением Правительства №1327 иных межбюджетных трансфертов на предоставление выплат на приобретение нового жилья в связи с утратой жилья в результате ЧС межрегионального характера, а также дать поручение Минтрансу России на выделение средств в целях проведения аварийно-восстановительных работ на дорогах.

Здесь я хотел бы остановиться чуть подробнее. Дело в том, что трансферты предоставляются на условиях софинансирования. 70% – это средства федерального бюджета, 30% – из регионального. Причём федеральные средства поступают с большой задержкой.

В качестве примера. В 2021 году комиссией Федерального дорожного агентства определён ущерб от паводка в сумме 1,6 млрд рублей. По факту из федерального бюджета нам был предоставлен 1 млрд рублей, 1,6 млрд рублей мы направили из регионального бюджета. Этих средств недостаточно. По данным социологов, тема восстановления дорог и их состояния занимает первое место у жителей региона.

Если говорить о трёхлетнем периоде, то за этот период, с 2019 по 2021 год (мы пока ещё не говорим про данные 2022 года, они ещё не посчитаны), накопленный ущерб составляет 5,1 млрд рублей, из которых 3,1 млрд – это подтверждённый ущерб 2021 года.

Из федерального бюджета на ликвидацию последствий ЧС по дорожной сети нам было выделено 1,7 млрд рублей, из областного бюджета – 1,9 млрд. Причём эти 1,9 млрд мы сняли за счёт дорожного фонда с плановых работ по содержанию дорожной сети на территории всей области, что в целом отразилось на состоянии этой дорожной сети.

Уважаемый Михаил Владимирович!

Просим здесь дать поручение поддержать нас, потому что самостоятельно регион эту проблему решить не в состоянии.

Отдельно хочу обратить внимание, что у нас большое опасение и тревогу вызывает состояние автомобильных дорог на приграничных территориях, находящихся по реке Амур.

Вы знаете, что у нас в регионе почти 1,5 тыс. км государственной границы, вдоль госграницы расположено 11 муниципальных образований, территории которых регулярно подвергаются подтоплению, повреждается дорожная инфраструктура, что вызывает соответствующие риски по надлежащему транспортному сообщению, создаёт угрозу охране государственной границы.

Теперь по лесопожарной обстановке. У нас каждый год погода ставит новые рекорды. В этом году первые пожары на территории Амурской области были зарегистрированы 6 марта, что аномально рано для региона.

Общие сведения о прохождении пожарного сезона. Процент прогоревшей площади составляет 0,6% – в три раза меньше, чем уровень среднепятилетних значений. Ущерб – в 1,6 раза меньше, чем в 2021 году. Перехода огня на населённые пункты и объекты экономики не допущено. В настоящее время лесных пожаров нет.

Мы выполняем указ Президента №352. В текущем году у нас площадь лесных пожаров в 2,2 раза меньше, чем установленный в указе показатель.

Здесь у нас есть также несколько предложений. Несколько лет мы разворачиваем систему «Лесохранитель». Она нужна для того, чтобы оперативно обнаруживать возгорания и своевременно реагировать и принимать соответствующие меры по тушению ландшафтных пожаров. Мы более 80% пожаров в этом году потушили в первые сутки.

Система представляет собой 49 аппаратно-программных комплексов, системы видеомониторинга – это видеокамеры с высоким разрешением, расположенные на вышках сотовой связи, их радиус обзора 30–35 км. Фактически эти камеры позволяют покрыть все районы области системой раннего обнаружения, установить круглосуточный мониторинг за обстановкой вокруг населённых пунктов и своевременно направлять на места силы и средства на ранних этапах возникновения угроз.

Учитывая, что система космического мониторинга не всегда оперативно отображает данные – в условиях облачности сведения отсутствуют, системой «Лесохранитель» только в текущем году было обнаружено 167 пожаров, которые не были выявлены системами космического мониторинга.

Из областного бюджета на организацию этой системы видеомониторинга направлено 42 млн рублей и мы видим, что она работает очень эффективно. Предлагаем эту практику использовать и в других регионах нашей страны, где наблюдаются аналогичные проблемы.

Кроме системы «Лесохранитель» у нас запрещены профилактические выжигания. Конечно, готовить населённые пункты сложнее, потому что больше приходится тратить и средств, и сил на их обустройство, противопожарные минерализованные полосы, очистку от сорной растительности и так далее, но вместе с тем виден очень хороший результат.

На тушение ландшафтных пожаров выделено из регионального бюджета более 20 млн рублей, а также дополнительно развёрнута группировка из 356 человек, 56 единиц техники, на содержание которой выделено 238 млн рублей.

Общая группировка сил и средств для тушения лесных пожаров составляет 1167 человек – это на 200 человек больше, чем в прошлом году, а также 426 единиц техники. Сил и средств на данный момент достаточно. Привлечение дополнительных сил и средств не требуется.

Хочу поблагодарить Минприроды России за дополнительное финансирование на решение данной проблемы.

М.Мишустин: Спасибо, Василий Александрович.

Мне кажется, это очевидная вещь, поэтому в протокол прошу внести. И также по поводу обязательного внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о статусе жилья, включая, наверное, категорию или вид разрешённого использования. И разработать это вместе с коллегами из Минэкономразвития и Росреестра, для того чтобы мы могли это мониторить.

Очевидные вещи, но спасибо Вам. Мне кажется, они достаточно эффективно могут нам помочь.

По поводу поручений остальных по федеральной программе: такие поручения будут даны. Естественно, что вопрос в источниках, вы сами всё прекрасно понимаете. Мы приняли беспрецедентное решение, Президент нас поддержал, вы помните, увеличили то, что могли, но возможности бюджета в настоящее время не такие широкие. Мы постараемся сделать всё возможное. Источники надо искать, с ними надо работать.

Теперь слово губернатору Хабаровского края.

Михаил Владимирович (обращаясь к М.Дегтярёву), Вашему региону на охрану лесов от пожаров в текущем году из федерального бюджета выделено в 1,5 раза больше средств (я помню, мы с Вами, когда путешествовали по Хабаровскому краю, говорили подробно об этом), сейчас – 560 млн, больше, чем было. Как используете эти средства и как в целом обстановка?

М.Дегтярёв: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!

На территории региона лесные пожары сейчас отсутствуют, в активно охраняемой зоне последний потушен 1 августа, в зоне контроля – 7 августа (это вблизи села Джигда).

Мною был введён режим чрезвычайной ситуации регионального значения в начале июля, и далее было обращение в Правительство о введении федерального режима ЧС. И за этот инструментарий отдельное спасибо Правительству, лично Юрию Петровичу Трутневу, потому что эта тема впервые возникла в прошлом году у него на совещании, и Александру Александровичу Козлову, Министру природных ресурсов, за её приведение в жизнь и реализацию.

Оперативное взаимодействие всех ведомств предотвратило угрозу селу Джигда, о котором я сказал, и трём вахтовым посёлкам на севере, в Аяно-Майском и Охотском районах. Всю работу мы проводим во исполнение указа Президента по сокращению площади лесных пожаров и всем поручениям Правительства.

За дополнительное финансирование отдельное спасибо Правительству. Что нам это позволило?

Во-первых, мы на 70% увеличили количество парашютистов-десантников, их своевременно за зиму и весну подготовили. Всего теперь у нас их 305 человек, а суммарно с наземными пожарными – 529. Также мы в 12,5 раза больше законтрактовали лётных часов по авиационному мониторингу и в 4,5 раза больше лётных часов для тушения лесных пожаров. Суммарно это более 2,1 тыс. часов. Всего для выполнения авиационных работ законтрактовали 18 воздушных судов. И в крае мы в этом году финансирование не уменьшили, а увеличили за счёт краевого бюджета.

Принятые меры нам позволили в зоне обслуживания – а она у нас 32 млн га – за первые сутки потушить 96% пожаров, в первые сутки всего выгорело 51 тыс. га. А вот в зоне контроля, о которой уже было сказано всеми, – это у нас 40 млн га труднодоступной горной тайги, – выгорел 1 млн га. Но в любом случае мы их все потушили, и за это отдельное спасибо лично министру Александру Вячеславовичу Куренкову, всем федеральным спасателям и нашим соседям из Приморского края (работали парашютисты-десантники в усилении группировки) и из Еврейской автономной области. Наши пожарные сейчас возвращаются из Якутии.

Важно понимать, как мы считаем. До 2016 года, до введения информационной системы дистанционного мониторинга Рослесхоза, вообще считали на коленке. С 2016 года появились достоверные данные, и за это отдельное спасибо: теперь мы можем точно зафиксировать и посчитать площадь, которую мы тушим.

На севере отсутствие автомобильной доступности, отсутствие посадочных площадок, отсутствие горюче-смазочных материалов были уже прежними выступающими отмечены. Это факт, он касается и нас, Хабаровского края, третьего в России региона по площади. Сложности по созданию наземных лесопожарных формирований очевидны.

Вместе с тем мною принято решение совместно с федеральными органами в следующем году сократить зону контроля на 8,5 млн га с созданием двух новых лесопожарных авиационных объединений. И для этого понадобится в рамках северного завоза заброска более 800 т горючего (мы это уже посчитали).

Кроме того, мы создаём – и в этом году его активно использовали при реализации федерального ЧС – свой, краевой резерв авиатоплива, который мы используем для защиты населённых пунктов в чрезвычайных ситуациях.

Предложения.

Первое. С целью снятия рисков повторения такой пожароопасной ситуации предлагаем совместно с федеральными органами проработать порядок покрытия затрат на создание в зоне контроля лесных пожаров запаса авиационного топлива.

Второе. Предлагаем совместно с Рослесхозом разработать план поэтапного сокращения зоны контроля (резервы есть), но с учётом, конечно, субвенций на выполнение работ по авиационному мониторингу и тушению, так как это переданные полномочия, а возможности бюджетов у всех разные.

И третье. С точки зрения административной справедливости посмотреть на методику постановления Правительства об утверждении методики расчёта целевого показателя. Мы понимаем, что какие-то коэффициенты необходимы, так как не всегда есть возможность у регионов принимать меры по тушению, особенно регионов Дальнего Востока.

О прохождении паводкоопасного сезона. По информации Дальневосточного управления гидрометеослужбы, у нас на Амуре наблюдается повышенная водность. Уровни воды на реках бассейна Амура выше средних многолетних значений, однако достижение опасных значений пока не прогнозируется. Мы используем 54 гидропоста Росгидромета для мониторинга ситуации. Информация об изменении гидрологической обстановки на реках края оперативно доводится до органов местного самоуправления. В прошлом году нам это позволило оперативно эвакуировать посёлок в Верхнебуреинском районе при молниеносно развивающемся наводнении на реке Бурее.

На территории региона создана группировка сил и средств. Всего численность – 5,5 тысячи спасателей, 1,7 тыс. единиц техники и более 200 плавсредств. Мы готовы к проведению любых работ в случае ухудшения гидрологической обстановки.

Правительством края создан резерв материальных ресурсов, суммарно его стоимость 935 млн рублей. Для эвакуации людей подготовлено 214 пунктов временного размещения, которые вмещают до 15 тысяч человек. В любом момент мы их готовы развернуть.

По превентивным работам и гидрозащитным сооружениям, о которых Александр Александрович Козлов сказал. В июле 2020 года все стройки практически были остановлены, часть – находились в судах. Сегодня все контракты выполняются. В Хабаровске многострадальную дамбу Южного округа мы сдаём в 2022 году за счёт краевых средств. А первый, второй и третий этапы Комсомольской дамбы – нагоняем график. В этом году у нас освоение уже 60% средств, из них 1,7 млрд – федеральных, 0,5 млрд – краевых.

Несмотря на то, что все эти гидрозащитные сооружения пока не введены в эксплуатацию, верхние отметки сооружённых дамб в случае неблагоприятной паводковой обстановки на Амуре защищают и Хабаровск, и Комсомольск уже сегодня, и опыт паводков 2020–2021 годов нам это показал.

По упомянутым зонам затопления. Из 200 зон затопления в Хабаровском крае 150 уже установлено, 32 сейчас в работе, они законтрактованы, и 18 мы законтрактуем в этом году, в августе, и работу закончим в следующем.

По гидроэлектростанциям и противопаводковому эффекту, о котором Александр Александрович Козлов сказал, я бы хотел тоже поддержать то, что Ниманская ГЭС на реке Бурее существенно может сократить угрозу подтопления в бассейне рек Амур и Буреи. Это факт, и хотелось бы, чтобы эту работу Минэнерго не завершало, а наоборот, инициировало и двигало. Это существенно повлияет на гидрологическую обстановку и защиту людей и может снабжать электричеством большой проект по электрификации БАМа.

М.Мишустин: Михаил Владимирович, аэропорт достроили?

М.Дегтярёв: В Хабаровске? Март 2023-го, в активной стройке международный терминал.

М.Мишустин: Я с прошлого года вспомнил.

О ситуации в Забайкальском крае расскажет Александр Михайлович Осипов. Как планируете выполнять поручение Президента по сокращению площади лесных пожаров?

А.Осипов: Уважаемые участники!

Начну с действующей чрезвычайной ситуации – наводнения. Напомню, что в прошлом году крупнейшее наводнение на территории страны было в Забайкальском крае, тогда пострадало 15 тыс. человек. В в этом году в две волны интенсивных дождей у нас пострадало 5046 человек, 1747 домов, 81 участок автомобильных дорог протяжённостью 60 км, смыло 14 мостов. Мы ввели чрезвычайную ситуацию. Спасибо большое федеральным коллегам за то, что ей сегодня придан статус федеральный, межрегионального реагирования. Общая сумма ущерба составляет 1,8 млрд рублей. На социальные выплаты необходимо 142 млн рублей. Выплаты уже начаты. Угроза паводков и наводнений сохраняется, поэтому находимся в состоянии боеготовности.

Особое спасибо МЧС России. В первую очередь именно их силами и средствами мы в таких чрезвычайных ситуациях действуем. По большому счёту и оперативное реагирование, и управление, и тщательное выстраивание работы, сил и средств – всё на плечах федерального управления и министерства. Особенно благодарю за то, что была усилена группировка МЧС на территории края, приобретена новая техника, поддержаны люди по заработной плате. Реально МЧС очень много работало на территории края.

Михаил Владимирович, Вам большое спасибо, Вы приняли решение, поэтому у нас проектируются и строятся сейчас семь защитных дамб, выделено федеральное финансирование. Все работы укладываются в сроки. Благодаря им в том числе показатели ущерба и количество пострадавших людей значительно ниже, чем в прошлом году.

Хочу напомнить, что Правительством были выделены средства в прошлом году на ликвидацию ущерба, нанесённого гидротехническим сооружениям. Все сроки были выполнены, и по полной программе работали в этом году.

Также нами подготовлены три проектно-сметные документации по наиболее угрожаемым населённым пунктам. С Викторией Валериевной (Абрамченко), Юрием Петровичем (Трутневым) и Дмитрием Михайловичем (Кирилловым) согласованы все решения, поэтому, если будет возможность и будут выделены средства (533 млн), мы быстро эти объекты построим и защитим население.

В связи с явными изменениями климата есть предложение, Михаил Владимирович. Сейчас работаем реактивно по большому счёту и по паводкам, и по пожарам, поэтому предложение подумать о целесообразности. Может быть, провести какие-то исследования, какие-то работы совместно с Сибирским отделением Академии наук, в ходе которых будут даны ответы по различным видам хозяйственной деятельности, о том, как предотвращать эти бедствия, какие-то системные решения будут выработаны. Если будет такая помощь региональным властям, мне кажется, это будет очень полезно.

В прошлом году нам были выделены средства, как я уже сказал, и мы благодаря этому реализовали ряд проектов по гидротехническим сооружениям и дамбам. В ходе последнего паводка снова пострадали гидротехнические сооружения, которые работали сейчас, охвачены были и другие территории края. Если сегодня будет принято Вами решение о выделении средств так же, как в прошлом году, мы точно так же восстановим эти гидротехнические сооружения и защитим население.

Сегодня действует упрощённый порядок (Правительством принято решение) для дорожного и железнодорожного строительства: карьеры отводятся в ускоренном режиме, но этот порядок не распространяется на строительство гидротехнических сооружений, где тоже нужен большой объём инертных материалов. Если бы упрощённый порядок был распространён на эти объекты, была бы большая помощь в ускорении строительства.

Перехожу к ситуации с пожарами. Были выделены дополнительные средства. К сожалению, в течение многих лет край находился в тройке ежегодно самых горимых. Благодаря помощи МЧС России и Минприроды, принятым решениям мы в последние два года резко снизили соответствующие показатели, благодаря в том числе увеличенному финансированию, выделенному в этом году. Так же происходит и в этом году: увеличена кратность авиационного, наземного патрулирования, увеличено количество лётных часов, снижена зона контроля, увеличена зона тушения на 1 млн га.

В этом году практически по всем качественным показателям у нас идёт улучшение: выросла доля обнаружения лесных пожаров на 12%; снижена доля крупных пожаров на 2% – до 25%; ликвидируются пожары в первые сутки, показатель вырос до 83%. По среднелетнему показателю у нас снижение идёт по количеству пожаров в два раза, по площади, пройденной огнём, – в восемь раз, хотя в этом году природные условия объективно были хуже, чем в предыдущем году.

В этом году наши сотрудники работали в Якутии. Мы заключили соглашение о взаимодействии с Иркутской областью. Большое спасибо за то, что были выделены дополнительные средства, которые позволяют нам увеличить численность работающих.

Есть такая проблема, о ней знают и Александр Александрович (Козлов), и Рослесхоз тоже: у нас из 1320 определённых нормативно сотрудников лесопожарных формирований 757 работают на постоянной основе, 563 работают на сезон. То есть мы их нанимаем на три-четыре месяца, в зависимости от лесопожарной обстановки. Происходит это из-за того, что средств на заработную плату не хватает. Уже коллеги говорили о том, что полномочия переданы. Из 500 млн рублей фонда оплаты труда, который у них формируется, 290 – это федеральные деньги, 210 находим мы на этих пожарных. Как Александр Александрович говорил, давал установку, мы не снизили своё финансирование, но в регионе с бюджетной обеспеченностью сложно найти… Вот эти люди получают 38 тыс. при нынешней системе, притом что в регионе средняя заработная плата – 54 тыс.

Абсолютно справедливо Александр Александрович настаивает на том, чтобы мы их держали круглый год. Мы с этим согласны, но, к сожалению, возможности финансирования у нас по полной программе нет. Есть хорошее предложение Рослесхоза, чтобы мы им дали какую-то другую работу, скорее всего, видимо, коммерческую надо будет находить, но для этого нужно соответствующее оборудование на 560 человек, чтобы их занять, чтобы они могли в остальное время зарабатывать.

В этом направлении, Михаил Владимирович, мы точно будем работать. Соответствующие задачи поставлены. Но пока, в ближайший год-два, я думаю, мы этого показателя не достигнем. Поэтому просили бы по возможности оказать помощь в финансировании круглогодично работы лесопожарных.

Большое спасибо национальному проекту. Благодаря ему мы кардинально изменили качество работающей техники. Вся техника была до 2018 года включительно с износом 100%. 40% техники мы обновили. К сожалению, в 2024 году заканчивается действие этого мероприятия. Я думаю, для нас и для всех регионов было бы крайне важным продолжить финансирование этого мероприятия по национальному проекту – обновление лесопожарной техники.

Просьба большая, Михаил Владимирович. Я сейчас говорил о том, что мы могли бы нашим лесопожарным дать работу. Для этого необходимо предоставить им в аренду лес. Сегодня это невозможно без соответствующих материалов по лесоустройству. Мы с Рослесхозом советовались. Нам надо в ускоренном режиме сейчас подготовить эти материалы. На это нужно соответствующее финансирование. Это федеральные полномочия. Может выполнить только Рослесхоз. Просили бы, соответственно, чтобы такая задача стояла.

М.Мишустин: Спасибо, Александр Михайлович.

Слово Сергею Константиновичу Носову – губернатору Магаданской области.

Какова ситуация в Вашем регионе?

С.Носов: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые участники совещания!

По оперативным данным, по состоянию на 18:00 15 августа, на территории региона действуют три лесных пожара на площади 10,5 тыс. га, на удалённых территориях – в зоне контроля. Локализован один крупный лесной пожар в районе райцентра Сеймчан. Режим ЧС в муниципальном образовании снят.

Хочу отметить, у нас финансирование мероприятий по тушению лесных пожаров и авиационному мониторингу в 2022 году по сравнению с 2021 годом уменьшилось в полтора раза. Однако же, несмотря на эту ситуацию, с начала пожароопасного сезона на территории лесного фонда хоть и возникло 94 пожара на общей площади 114,4 га, что больше аналогичного количества за прошлый период (78 пожаров), но площадь в прошлом году была 207,7 тыс. га. Указ Президента, я считаю, на данный момент выполняется. Удалось это сделать за счёт ряда мероприятий, повышения оперативности при тушении пожаров, а также, в первую очередь, это обновление технического парка в рамках нацпроектов за последние четыре года – 22 единицы техники приобретено на 98 млн. рублей.

Увеличена численность работников пожаротушения «Авиалесоохраны» до 110 человек. Мы впервые укомплектовали штат практически до нормы за счёт увеличения фонда оплаты труда на 43%.

Отлажено взаимодействие с аварийно-спасательными формированиями.

Тушению лесных пожаров обучено дополнительно 249 работников пожарно-спасательного центра, который регулярно привлекается к тушению таких пожаров.

За счёт областного бюджета за 2021–2022 годы приобретена противопожарная техника, оборудование и инвентарь на сумму 100,4 млн рублей.

К тушению лесных пожаров активно привлекаются недропользователи, в том числе за пределами арендуемых участков.

Активно применяем беспилотную авиацию, оснащённую тепловизорами, что даёт эффект не только своевременного обнаружения, но и грамотного и оперативного управления тушением пожара.

В целях дальнейшего сокращения зоны контроля лесных пожаров, где тушение может не осуществляться, для увеличения зоны авиационного обнаружения и тушения, расширения географии лесоавиационных работ есть возможность использовать посадочные площадки в населённых пунктах Омсукчан и Эвенск для дозаправки вертолётов.

Инфраструктура уже имеется, но будет стоять вопрос обеспечения запаса топлива, который необходимо делать заранее.

В целом по пожарной обстановке всё. Ситуация на данный момент под полным контролем.

Что касается паводковой ситуации, то несколько цифр: в Магаданской области зарегистрированы 44 гидротехнических сооружения, из которых напорных и водохранилищ 6, хвостохранилищ (золотодобывающие территории) – 17, защитных ГТС, водоограждающих дамб и берегоукреплений – 21.

На сегодняшний день паводковая ситуация стабильная. Наблюдается спад уровня воды в реках. Все гидротехнические сооружения находятся в работоспособном состоянии.

С 1 января 2022 года все защитные ГТС переданы из муниципальной собственности в областную, что позволило усилить системный контроль за их состоянием, централизовать финансирование и оперативно реагировать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, предпосылки такие были.

За период с 2016 года по 2021 год на территории Магаданской области построено и реконструировано 12 сооружений инженерной гидротехнической защиты общей протяжённостью 22,2 км на сумму 940 млн рублей. Финансирование осуществлялось за счёт средств федерального и региональных бюджетов.

Помимо строительства ГТС с целью снижения влияния русловых вод эти сооружения и на береговую линию рек проводятся работы по руслоформированию. В 2022 году планируется проведение таких работ на реке Дебин в посёлке Ягодное.

В целях защиты от негативного воздействия паводковых вод на территории Магаданской области существует острая необходимость в строительстве двух объектов, первый из которых – правобережная и левобережная водоограждающие дамбы на реке Детрин в посёлке Усть-Омчуг. Общая стоимость 856 млн рублей (финансирование этих работ запланировано Министерством природных ресурсов на 2024–2025 годы). Второй объект – водоограждающая дамба на реке Берелёх в городе Сусуман – 556 млн рублей (финансирование запланировано на 2025–2026 годы).

Проектно-сметная документация прошла «Главгосэкспертизу». И если будет возможность осуществить финансирование в 2023 году, мы готовы к выполнению работ.

М.Мишустин: Хочу спросить у Вас, как идёт процесс, о чём мы договаривались.

Первое. Передал ли ФГУП «Рыбресурс» пирс и причал в региональную собственность?

И дальше расскажите, пожалуйста, как идёт подъём затонувших судов в рамках федерального проекта «Генеральная уборка», только не в общем, а конкретное количество судов, которые в акватории, сколько над водой, и сколько из них уже убрано, и когда будут убраны все остальные.

Мы договорились с Вами, Сергей Константинович, и помогаем.

С.Носов: Да, абсолютно верно.

Всё идёт по плану, Михаил Владимирович.

В 2021 году, как мы и обещали (обязательства были, в общем-то, повышенные), полностью удалены с акватории семь судов, из них уже в 2021 году полностью утилизированы шесть, утилизацию седьмого – судна «Малли» – мы закончили в 2022 году.

Кроме этого, в 2021 году затонуло ещё одно судно (штормом сорвало с берега), его уже подняли. И по плану на 2022 год мы должны удалить с акватории четыре судна, которые бесхозные, и два судна, у которых имеется собственник. Мы абсолютно уверены в том, что удалим четыре этих бесхозных судна. Частный собственник также обещает убрать суда в этом году. Но хочу сказать, что, может быть, впервые в Российской Федерации применена новая нормативная практика в связи с принятым законом. Капитаном порта было выдано предписание собственнику: если он не удалит два затонувших судна в этом году (а предписание действует до декабря 2022 года), мы воспользуемся правом, которое даёт нам закон, и обязательно в первой половине 2023 года окончательно очистим водную акваторию.

М.Мишустин: Вы говорите о субсидиарной ответственности за имущество должника. Правильно?

С.Носов: Да, совершенно правильно.

М.Мишустин: Надеюсь, что частный собственник сейчас слышит Вас и предпримет все меры, для того чтобы удалить свои суда до декабря.

С.Носов: Михаил Владимирович, мы буквально в пятницу встречались на месте. Он слышал это непосредственно от меня и также от органов прокуратуры.

Хочу поблагодарить за поддержку Вашего заместителя, Абрамченко Викторию Валериевну, – 26 млн компенсации мы получили за 2021 год, и в этом году заключено государственных контрактов на подъём судов на сумму 84 млн рублей. На следующий год у нас девять судов, на 2024 год останется ещё три (это полностью по акватории). Но задачи этого года, которые мы себе ставим, – создать условия для работы в рыбном порту, причём мы хотим открыть работу уже в этом году и создать условия для модернизации рыбного порта, потому что обоснование инвестиций сегодня петербургская компания нам готовит. Мы будем с этим вопросом выходить и работать дальше.

М.Мишустин: Спасибо, Сергей Константинович.

Владимир Викторович, как обстоят дела в Камчатском крае, есть ли какие-то сложности?

В.Солодов: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые участники совещания!

В 2022 году в Камчатском крае наблюдается устойчивая тенденция по сокращению площади лесных пожаров. Так, при сохранении сопоставимого числа лесных пожаров по сравнению с прошлым годом – это 34 пожара, или сокращение по сравнению с 2021 годом на 15%, – общая площадь лесных пожаров сократилась практически в 20 раз, до 9 тыс. га. И конечно, в этом большой вклад той поддержки, которая была оказана благодаря решению Правительства по увеличению финансирования.

Мы за счёт общего увеличения средств и, что не менее важно, доведения его в начале года смогли создать дополнительно одну лесопожарную станцию первого класса в селе Каменском (это самые севера Камчатского края) и одно авиационное отделение в посёлке Козыревск. В общей сложности мы увеличили численность пожарных на 16 человек, или 14%.

По текущей ситуации докладываю: у нас действует один лесной пожар, он сегодня был локализован и будет в ближайшее время ликвидирован.

Также хочу отметить, что в этом году мы радикально пересмотрели подходы к тушению лесных пожаров, в том числе в зоне контроля. Лишь три пожара из общего числа не тушились в этом году. Это существенное сокращение. Именно такая организация работ позволила сократить общую площадь, пройденную лесными пожарами.

В то же время, как и другие субъекты, мы готовим системные предложения по увеличению площади лесного фонда, который подлежит обслуживанию. В соответствии с приказом, о котором говорил Александр Александрович Козлов, мы подготовили предложения от Камчатского края с увеличением площади зоны обслуживания на 85%. Безусловно, это потребует пропорционального увеличения численности группировки. Мы работаем над этим вопросом.

Михаил Владимирович, два предложения в этой связи.

Первое – оно уже звучало, но я хочу поддержать – по созданию необходимого резерва топлива в отдалённых точках, где существует аэропортовая инфраструктура. Хочу подчеркнуть, что оно не потребует дополнительного финансирования. Речь идёт о том, чтобы в случае с Камчатским краем филиалы ФКП «Аэропорты Камчатки» заблаговременно завозили тот же самый объём топлива. Сейчас он завозится один раз в год, необходимо перейти к двукратному завозу, в начале горимого сезона второй раз завозить, и тогда будет надёжный объём топлива, который позволит нам справляться с пожароопасной ситуацией.

Второе предложение касается подготовки кадров. У нас не так сильно увеличилась численность людей, но даже мы испытываем сложности с поиском и подготовкой, особенно лётчиков-наблюдателей. Сейчас лётчики-наблюдатели в России готовятся лишь в одном учреждении – это Авиационный учебный центр «Авиалесоохраны» в Московской области. Просили бы увеличить набор в этом центре. Это подведомственное учреждение Рослесхоза. Это позволило бы в полном объёме воспользоваться теми решениями, которые сейчас приняты, и обеспечить подготовку необходимых квалифицированных кадров.

И коротко о паводковой ситуации. Весенне-летнее половодье на большинстве рек Камчатского края было в пределах обычных значений, и у нас не было затоплений населённых пунктов – это прозвучало во вступительных словах. В то же время, поскольку в прошлые годы мы фиксировали подтопление в Пенжинском районе (это север Камчатского края), в этом году мы вели работы за счёт средств краевого бюджета, они были выделены на сёла Аянка, Слаутное и Парень. Кроме того, в этом году за счёт средств краевого бюджета установлены дополнительно четыре автоматических гидропоста, и в ближайшие годы совместно с гидрометом мы продолжим эту работу.

Просил бы по возможности, Михаил Владимирович, поддержать предложение Министерства природных ресурсов, которое уже прозвучало, в отношении заявок на следующую трёхлетку. По Камчатскому краю сейчас гидротехнические сооружения не вошли в федеральную программу, хотя у нас есть первоочередные сооружения, по которым уже готова проектно-сметная документация с пройденной экспертизой. Если будет соответствующая поддержка, готовы в кратчайшие сроки её реализовать.

И по определению границ зон подтопления. На Камчатке 87,5% зон подтопления установлены, до конца этого года планируем эту работу завершить.

М.Мишустин: Спасибо, Владимир Викторович.

Уважаемые коллеги!

Мы внимательно выслушали всех докладчиков, руководителей субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа.

Хочу повторить ещё раз: Правительство оказывает финансовую поддержку регионам. Важно обеспечить максимально эффективное использование этих средств. Держите ситуацию с пожарами и паводками на личном контроле. И конечно, необходимо делать всё возможное для их предупреждения.

Кстати, результат очень неплохой, о чём все вы в своих докладах упомянули.

Нам нужно оперативно предоставлять необходимую помощь пострадавшим. Людям, которые оказались в сложной ситуации и рассчитывают на вас, нужна рука помощи. Лично надо выезжать на места, смотреть, что надо сделать и чем помочь. Знаю, что вы все именно так и поступаете.

С учётом сегодняшних обсуждений и предложений будет дан ряд поручений. Очень многое из того, что сегодня сказали губернаторы, мы внесём в протокол. На сегодняшний день сбалансированная в целом программа для меня очевидная.

Давайте начнём с пожаров.

Попрошу всех губернаторов серьёзно отнестись к выполнению поручения Президента о сокращении площади лесных пожаров. Неплохие есть результаты, мы видим это. Но конечно, необходимо контролировать, как идёт работа. Своевременно привлекайте силы в рамках межрегионального маневрирования, а также авиацию МЧС, чтобы максимально быстро ликвидировать возгорания.

Рослесхозу поручаю по итогам пожароопасного сезона проанализировать работу в том числе глав регионов, посмотреть, насколько эффективны были принимаемые меры.

Министерству природы вместе с Министерством финансов при подготовке проекта трёхлетнего бюджета предусмотреть ежегодное финансирование межрегионального центра «Север». Я услышал ваши поправки по источникам. Мы их обязательно учтём, но это надо сделать. А также надо заложить средства на увеличение штата парашютно-десантной службы, которая борется с пожарами на территории Дальневосточного федерального округа. Вы все видите, какие результаты – 30 регионов сумели вообще предотвратить развитие пожаров.

Что касается Хабаровского края. Михаил Владимирович (Дегтярёв), совместно с Рослесхозом и Минфином проработайте вопрос создания запаса авиационного топлива. Надо предусмотреть это в бюджете, чтобы обеспечить бесперебойную работу авиации в крае.

При подготовке к пожароопасному сезону в труднодоступных и удалённых местах нужно сформировать временную инфраструктуру для размещения работников авиационной службы охраны лесов.

Отдельное внимание необходимо уделить ситуации с пожарами на особо охраняемых природных территориях, усилить работу по профилактике и тушению огня, выработать действенные механизмы, которые позволят предотвратить чрезвычайные ситуации в заповедниках и национальных парках.

Теперь – о борьбе с паводками.

Александр Александрович (Козлов), совместно с Министерством финансов и властями дальневосточных субъектов посмотрите, какие территории должны быть в приоритете при строительстве сооружений инженерной защиты от стихии – Вы подробно говорили в докладе о мерах, – и кто, соответственно, должен получить финансирование в первую очередь (здесь приоритизация очень важна) из имеющихся у нас ресурсов.

Как я уже говорил, поручаю МЧС совместно с Министерством финансов, Министерством транспорта и Министерством сельского хозяйства оценить потребности и выделить необходимые федеральные средства на ликвидацию последствий паводка от сильнейших дождей, которые этим летом буквально обрушились на Приморский край.

Коллеги, всем спасибо за работу. Хочу ещё раз всем пожелать всего наилучшего и чтобы стихийные бедствия не повторялись в наших замечательных краях, какими являются все субъекты Дальневосточного федерального округа.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question