Сегодня: 29.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Якутии создают цифрового “двойника”

2.09.2021

YKTIMES.RU – Директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов рассказал в интервью изданию «Комсомольская правда» о том, как применение современных цифровых технологий сможет помочь социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Арктики, а также улучшить жизнь людей.

Современные технологии дают огромные возможности для оптимизации. Простой пример – услуги такси. Заказать машину теперь проще, быстрее и главное – дешевле. Что-то подобное можно использовать и в других сферах экономики. Причем как в коммерческом секторе, так и в государственном. Что именно можно улучшить? И какой эффект это может дать? Об этом мы поговорили с Михаилом Кузнецовым, директором «Восточного центра государственного планирования».

ОПТИМИЗАЦИЯ СЕВЕРНОГО ЗАВОЗА

Один из приоритетных проектов на Дальнем Востоке – цифровизация северного завоза. Ученые представили проект в начале этого лета. Он должен оптимизировать логистику и объемы поставок. Всего в удаленных районах Крайнего Севера живут три миллиона человек. Они расположены в 25 субъектах Федерации. Государство каждый год обеспечивает этих людей всем необходимым. Северный завоз длится всего несколько месяцев. Этой системе – десятки лет. Но она довольно хаотична. Процесс нельзя назвать отлаженным. А значит, есть возможности для оптимизации.

– Вопросы снабжения жителей Крайнего Севера основными жизненно важными товарами, продовольствием, нефтепродуктами являются важнейшей задачей, от решения которой зависит жизнь населения этих территорий, – говорит Михаил Кузнецов.

По его словам, главная проблема – сейчас отсутствует законодательно закрепленное понятие «северный завоз». В связи с этим каждый регион действует самостоятельно, выбирая не всегда оптимальные способы. Еще больше усложняет процесс большое количество участников со своими интересами, не хватает точного планирования и прогнозирования поставок, а также оценки сопутствующих рисков.

– Проводя исследования, мы выяснили: отсутствует целостная статистика по натуральным объемам завозимых грузов по всем регионам. Нередко в самих регионах не знают, какой объем завоза приходится на частных предпринимателей, а какой – на руководство регионов, не хватает обоснования возможностей перевозок альтернативными маршрутами или другим видом транспорта. В случае реализации непрогнозируемых рисков регионам нередко приходится использовать дорогостоящие решения или транспорт, применяемый в чрезвычайных ситуациях, – объясняет Михаил Кузнецов.

КСТАТИ

Кому и по каким критериям отправляют «северный завоз»?

  • – Трудные природно-климатические условия;
  • – Удаленность основных промышленных районов, что затрудняет и делает очень дорогой для юридических и физических лиц самостоятельную доставку товаров;
  • – Отсутствие или слабый уровень развития инфраструктуры в районах.

ЯКУТИЯ – ПИЛОТНЫЙ РЕГИОН

По оценкам «Востокгосплана», объем северного завоза составляет 3 — 3,5 млн тонн грузов ежегодно. Из них 75% приходится на топливно-энергетические ресурсы. Специалисты хотят создать единую информационную и нормативно-правовую базу, оптимизировать проведение тендеров и создать ресурс, где будут собраны «лучшие практики». Ими смогут воспользоваться регионы, желающие оптимизировать процесс поставок. До повсеместного внедрения технологических инноваций пока далеко. Ученые пока тестируют свои гипотезы в рамках одного региона – Якутии.

– Для Якутии мы создаем «цифрового двойника». На основе большого массива данных он сможет обеспечить прозрачность северного завоза, дать ответы на вопросы, какие конкретно инфраструктурные объекты и где необходимо создать, как оптимизировать логистические потоки при различных сценариях, например, при условии строительства Ленского моста, при усиленном задействовании Северного морского пути, при формировании возможностей обратного «вывоза» металлолома в рамках программы «Чистая Арктика», при использовании новой контейнерной линии или беспилотного транспорта, который уже планируется к внедрению для перевозки грузов на Чукотке, Камчатке, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, – перечисляет Михаил Кузнецов.

Специалисты «Востокгосплана» собрали полную базу данных по Якутии, смоделировали более 2000 маршрутов. А сейчас разрабатывают оптимизационную модель, которая будет включать 1500 единиц транспорта, 65 портов и перевалок, 600 населенных пунктов, 200 аэропортов и аэродромов, 35 поставщиков.

– Ожидается, что создание «цифрового двойника» и реализация на его основе комплекса предлагаемых мероприятий будет способствовать сокращению затрат на осуществление северного завоза, повышению продовольственной и энергетической обеспеченности населения территорий, снижению стоимости продукции и расширению ассортимента, а также сокращению рисков сбоя поставок. В рамках этого проекта мы просчитываем возможность и обратной загрузки судов, доставляющих продовольствие в отдаленные регионы. При таком подходе – этот механизм позволит увеличить занятость населения, повысить уровень зарплат на местах, перезапустить экономику, – говорит директор «Востокгосплана».

Если все сложится удачно, в дальнейшем систему могут распространить и на другие регионы «северного завоза». Правда, для этого теории ученых нужно проверить на практике – например, в условиях предстоящей зимы.

– Управление без доступа к полной информации невозможно. Именно благодаря создаваемой нами системе подобная информация будет собрана и появится возможность проанализировать ситуацию, отследить, каким образом можно снизить стоимость завоза за счет оптимизации логистических цепочек, за счет создания новых логистических центров, – резюмирует Михаил Кузнецов.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question