Сегодня: 19.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Заключение Счетной Палаты Якутии на проект бюджета на 2023 год

1.11.2022

YKTIMES.RU – 19 октября 2022 года Счетная палата Республики Саха (Якутия) представила заключение на законопроект о госбюджете на 2023-2025 годы. В целом документ соответствует требованиям бюджетного законодательства, сообщает пресс-служба Палаты.

25 октября т.г. председатель Счетной палаты Алена Федорова, заместитель председателя и аудиторы приняли участие в 39 (очередном) пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

Народными депутатами принят в первом чтении проект закона Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».

Ознакомиться с отдельными положениями заключения Счетной палаты РС(Я) можно ниже.

Прогноз СЭР РС(Я) на 2023–2025 годы

Министерством экономики РС(Я) сформирован прогноз социально-экономического развития РС(Я) на 2023–2025 годы (СЭР) в двух вариантах – базовом и целевом. Для разработки параметров государственного бюджета РС(Я) на 2023 и на плановый период 2023–2024 годы (госбюджет) использован «базовый сценарий», который не предполагает значимого изменения текущей конфигурации геополитических условий до конца прогнозного горизонта. В базовый сценарий прогноза заложены предпосылки достижения национальных целей и стратегических задач развития РФ. Усилия будут направлены на формирование благоприятного инвестиционного климата, стимулирование экономического роста и модернизацию производства.

Счетная палата отмечает, что:

  • разница между базовым и целевым вариантами существенна, тенденции развития разные, но ряд показателей имеет признаки целевого варианта.
  • прогнозный уровень инфляции представлен целевым показателем и ежегодно зафиксирован во всех вариантах прогноза СЭР на 2024 и 2025 годы вне зависимости от внешних условий и рисков.
  • динамика среднегодового обменного курса доллара США в 2023–2025 годах, приведенная в тексте среднесрочного прогноза (70,0, 71,5 и 73 рубля за доллар США), предполагает более высокий курс, чем в прогнозе Минэкономразвития РФ (68,3, 70,9 и 72,2 рубля за доллар США).

Доходы госбюджета

Доходы госбюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов сформированы в соответствии с действующим бюджетным и налоговым законодательством и их изменениями, планируемыми к введению с начала очередного финансового года.

Доходы госбюджета на 2023 год запланированы ниже уровня первоначально утвержденного бюджета на 2022 год на 2,6% и ниже от уточненного бюджета на 2022 год на 6,6%, за счет существенного снижения объема безвозмездных поступлений на 12 %.

Объемы доходов на 2024 и 2025 годы по отношению к прогнозу предыдущего периода планируются с уменьшением на 2 % и на 10,2 %, в основном за счет снижения объема безвозмездных поступлений. При этом предусмотрен рост собственных доходов республики в 2024 году на 5,2 % и в 2025 году на 8,6 %.

Счетная палата отмечает, что существуют риски отклонений от прогнозных данных по налогу на прибыль организаций, акцизам на нефтепродукты, акцизам на пиво, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, доходам в виде дивидендов по акциям и от перечисления части прибыли ГУП.

Расходы госбюджета

Расходы госбюджета на 2023 год также как и по доходной части предусмотрены с сокращением от первоначально утвержденного госбюджета на 2022 год на 2,8%, от уточненного бюджета на 2022 год на 16,1%.

На 2024–2025 годы запланировано уменьшение расходов госбюджета по сравнению с уровнем предыдущего года на 2,2% и на 10,5%.

В 2023 году предусмотрено сокращение программных расходов на 2,5%, от утвержденного госбюджета на 2022 год и на 14,1%, от уточненного госбюджета на 2022 год, и непрограммным расходам на 7,4% и на 39,7%. В плановом периоде ожидается уменьшение расходов госбюджета по отношению к предыдущему году в 2024 году на 2,2% и в 2025 году на 10,5% за счет снижения программных расходов на 6,1% и на 16,9%.

Расходы госбюджета на реализацию 27 госпрограмм на 2023-2025 годы составят 94,3 %, 90,5 % и 84 % в общих расходах госбюджета.

Государственные программы республики распределены согласно распоряжению Правительства РС(Я) № 364-р по шести направлениям:

  • Высокий уровень жизни человека включает 10 госпрограмм,
  • Эффективное управление территориями – 6,
  • Глобально конкурентоспособные базовые отрасли экономики – 1,
  • Развитие несырьевой экспортно- ориентированной экономики – 4,
  • Сохранение природы для будущих поколений и всего мира – 1
  • Эффективная реализация Стратегии – 5.

В заключении Счетной палаты отмечены несоответствия показателей и/или их значений основным стратегическим документам планирования, также факты нарушений Положения о системе управления госпрограммами РС(Я) и Методических рекомендаций по разработке и реализации госпрограмм. В ходе анализа индикативных показателей наиболее частым замечанием является отсутствие взаимоувязки ресурсного обеспечения госпрограмм с их показателями (разноплановая динамика ряда показателей, или ее отсутствие при стабильной динамике финансового обеспечения и, наоборот, при наличии показателей и их значений отсутствие финансового обеспечения).

Изменится и функциональная структура расходов. В частности, сократятся доли расходов по разделам «Социальная политика» с 19,4 % общего объема расходов в 2022 году до 12,5 % в 2025 году, «ЖКХ» с 15,1 % до 12,4 %, «Национальная экономика» с 13,6 % до 8,6 %, «Здравоохранение» с 5,3% до 3,8 %, с 18,4 % до 12,5 % соответственно. В то же время увеличивается доля расходов по разделам «Общегосударственные вопросы» с 5,6 % на 1,3 % и «МБТ» с 13,2 % до 15,9 % соответственно. Другие разделы в общем объеме расходов останутся на сопоставимом с 2022 годом уровне.

Предоставление МБТ бюджетам других уровней бюджетной системы РФ

Межбюджетные трансферты, предоставляемые другим бюджетам бюджетной системы РФ, предусмотрены:

на 2023 год в сумме 88 037 млн рублей со снижением против утвержденных параметров на 2022 год на 4,4 %;

на 2024 год – 89 317 млн рублей с ростом на 1,5 % по сравнению с 2023 годом;

на 2025 год – 82 637 млн рублей со снижением на 7,5% по сравнению с 2024 годом.

Доля общего объема межбюджетных трансфертов в объеме расходов госбюджета сохраняет тенденцию роста.

Всего предусмотрено предоставление местным бюджетам в 2023 году 2 дотации (на 2022 год в уточненном законе о госбюджете предусмотрено 2 дотации), 36 субсидий (69), 15 субвенций (28), 5 иных межбюджетных трансфертов (22).

Счетная палата отмечает существенное снижение объема субвенций на выполнение ОМСУ отдельных государственных полномочий в отрасли сельского хозяйства на 40,2 % в 2023 году, на 41,3% в 2024 году и на 41,4% в 2025 году. В законопроекте не предусмотрены субвенции на выполнение отдельных госполномочий: по поддержке скотоводства в личных подсобных хозяйствах граждан, по поддержке развития животноводства, табунного коневодства и растениеводства. Таким образом, существует риск невыполнения полномочий ОМСУ и прогнозных показателей сельского хозяйства на 2023-2025 годы, а также недостижения отдельных показателей госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

Дефицит госбюджета

Проект госбюджета на 2023-2025 годы сформирован с дефицитом, доля которого в собственных доходах госбюджета составляет 1,8 %, 1,5 % и 0,7 % соответственно, что не превышает ограничения, установленного статьей 92.1. Бюджетного кодекса РФ.

Источниками финансирования дефицита государственного бюджета являются внутренние государственные заимствования, среди которых основную долю в бюджетном периоде составляют государственные ценные бумаги и кредиты кредитных организаций.

Поступления средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности республики не прогнозируются.

Объем государственных заимствований (разница между объемом привлечения заемных средств и объемом средств, направляемых на погашение долговых обязательств) составит 100 % дефицита государственного бюджета, что соответствует положениям статьи 106 БК РФ.

Госдолг РС(Я)

Государственный долг в 2023 году увеличится против оценки 2022 года на 1 170 млн рублей до 54 635 млн рублей (2,7% ВРП), в 2024 году до 57 487 млн рублей (2,5%) и уменьшится в 2025 году до 57 121 млн рублей (2,2%).


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question