Сегодня: 29.02.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Ленский мост становится угрозой для Якутии (окончание)

27.11.2023

мост ВИС

Еще один момент, который нас смущает в скоропалительных решениях якутских властей по строительству моста через Лену – стоимость всего концессионного соглашения. Подчеркиваю – не стоимость строительства, про которую нам постоянно рассказывают, а стоимость всей концессии. Ведь расходы на строительство моста в 132 млрд. руб., это далеко не все расходы бюджета Якутии. 

А они вызывают много вопросов.

Мифический «инвестор»

Напомним, согласно концессионному соглашению, строительство автомобильного моста – это чисто республиканский проект, к которому федеральные власти никакого отношения не имеют и который подписан властями Якутии и группой ВИС. Соответственно, плательщиком выступает только и исключительно Республика Саха (Якутия), именно республика несет полностью все финансовые обязательства. Федеральный бюджет может только лишь оказать посильную помощь в размере, который сочтет нужным. Без железнодорожной составляющей Москва не видит в этом проекте экономического смысла, о чем прямо заявила Счетная Палата России.

Все. Точка.

Напомним. В первоначальном проекте расходы распределялись так. Цитирую Айсена Николаева:

«Предварительно стоимость моста оценивается в 63,5 млрд.руб. без НДС. Из них 47 млрд.руб средства капгранта федерального правительства и порядка 6 млрд – республики. Оставшиеся 13 млрд.руб. будет вкладывать инвестор».

В официальном пресс-релизе АГиПа, в коем авторы указали на его невежественность дали более подробную расшифровку:

«… расходы на инвестиционной стадии оцениваются в 83,4 млрд рублей (с учётом НДС), из них 63,9 млрд рублей – стоимость строительно-монтажных работ, 13 млрд рублей – НДС и 6,5 млрд рублей – прочие расходы на стадии строительства и ПСД (страхование, банковская гарантия и т.д.).

По источникам финансирования: 29,1 млрд рублей – это средства частного инвестора, 54,3 млрд рублей – бюджетные средства, в том числе из федерального бюджета 47,9 млрд рублей (75%) и регионального бюджета 6,4 млрд рублей (10%). При этом региональный капитальный грант запланирован на 2025 год».

Не будем придираться, что цифры у Айсена Николаева и его пресс службы довольно сильно расходятся. Не в этом суть.

Просто еще раз напомним, что «средства частного инвестора» – это эфимизм, фикция. Инвестор – это человек/организация, который вкладывает в проект личные средства и отбивает их за счет прибыли от вложенных инвестиций. Или терпит убытки – в случае провала проекта.

В концессии по мосту все по-другому. Группа ВИС берет, фактически под гарантии Якутии, в Сбербанке большой кредит, который и называется «средства частного инвестора». Затем этот кредит, вместе с процентами, погашается за счет республиканского бюджета. То есть вместо предпринимательского риска, ВИС получает гарантированный бюджетом Якутии полный возврат всех инвестиций сразу, а не из прибыли от проекта.

Подписание соглашения Сбербанка, группы ВИС и Правительства РС(Я)
Подписание соглашения о финансировании: Сбербанк, группа ВИС и Правительство РС(Я)

Поэтому весь проект строительства моста через Лену разбит на три составляющих – стоимость самого строительства, инвестиционный платеж (за счет которого погашается долг ВИСа перед банком) и эксплуатационный платеж (стоимость обслуживания моста). То есть не вложив ни копейки собственных средств, ВИС зарабатывает на концессии дважды – первый раз на стадии строительства, второй раз уже на стадии эксплуатации. Вот такой «частный инвестор», который не вкладывает своих денег, гарантированно закрывает кредит и вдобавок еще получает прибыль.

Более подробно об этой схеме мы писали три года назад в материале «Айсен Николаев может разорить Якутию». Сложив все три платежа, мы и вывели цену всей концессии на тот момент времени – 120,5 млрд.руб.

Как удавили Айсена Николаева

Оторопев от якутской наглости Айсена Николаева, который захотел реализовать республиканский проект за федеральные деньги, Минфин РФ предложил другую процентовку по расходам: 33% за счет федерального гранта, 33% – за счет бюджета Якутии и 33% – за счет «средств частного инвестора», то бишь, опять же за счет республики.

Айсен Николаев воскликнул гневное «нет»! И тогда федеральные чиновники начали его грамотного удавливать. Сначала Хуснуллин вынудил главу Якутии согласиться на 50/50, а как только Айсен Николаев, скрепя зубами, дал «добро», тут же выдвинул требование 33/33/33.

И вот, судя по последнему заявлению главы Якутии, Айсен Николаев принял этот вариант. Цитирую:

«Правительством России, в том числе в трехлетнем бюджете, в бюджетных проектировках на последующие годы предусмотрено 45 млрд [рублей]. Соответствующие суммы у себя в бюджете мы тоже начинаем предусматривать», – сказал он.

45 млрд руб. – это как раз около трети от проектной стоимость моста в 132 млрд.руб.

О такой же процентовке по мосту, как о решенном деле, чуть ранее заявлял министр транспорта РФ Виталий Савельев. Цитирую:

«… мы исходили из того, что будем по 33% (…), то есть федеральный бюджет будет 33% субсидировать, региональный и инвесторы».

Хотя на самом деле пока никто таких денег не выделил, все только на словах федеральных чиновников. В федеральном бюджете на 2024 год средств на строительства моста вообще не предусмотрено. А далее тот же Савельев сказал, что 5,2 млрд рублей предусмотрено на 2025-2026 годы. Плюс еще 37,8 планируется выделить на 2027-2028 годы.

Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, выступая в на пленарном заседании, выдал немного другие цифры: 1,3 млрд. рублей запланировано выделить в 2025 году, плюс 3,7 млрд.руб в 2026 году. И на этом пока все.

Это на словах. А на бумаге, в последней редакции распоряжения Правительства РФ от 20.06.2022 N 1601-р «Об утверждении перечня мероприятий по осуществлению дорожной деятельности в 2023 – 2027 годах в отношении автомобильных дорог» на строительство моста предусмотрено выделение из федерального бюджета всего около 15,3 млрд.руб. На сегодня эта вся «федеральная доля», зафиксированная в документе.

most-Lena-AIP

Так что с федеральным финансированием как была неизвестность, так пока и осталась. А согласился на такую схему финансирования Айсен Николаев, на наш взгляд, по одной причине – после сентябрьского совещания по рассмотрению планов развития дальневосточных регионов Президент РФ Владимир Путин дал поручение главе Якутии и федеральным министрам решить вопрос по финансированию строительства моста через Лену. И к 1 марту 2024 доложить. При этом поручение вовсе не предусматривало прямого федерального бюджетного финансирования. Только долговое.

И вот Айсен Николаев оказался перед дилеммой: или соглашаться на предложенные 33%, или докладывать Путину, что его поручение не выполнено. Зная характер главы Якутии, ответ тут очевиден.

Тем более, что Ростех внезапно потерял интерес к строительству и в июне этого года тихо и незаметно вышел из проекта. Крыша потекла…

Заплатим «инвестору»

Ну а теперь давайте грубо посчитаем, во сколько же обойдется народу Якутии все концессионное соглашение по строительству моста через Лену.

Как вы уже заметили, в официальных документах и заявлениях везде указывается стоимость моста без НДС – 63,9 млрд.руб. и с НДС и накладными расходами – 83,4 млрд.руб. И это правильно – у концессий по закону есть льготы по НДС и потому немного другой порядок уплаты.

Поэтому сразу возникает первый вопрос: 132 млрд руб. – это с НДС или без НДС? Цена вопроса несколько десятков млрд.руб. вдобавок к 132 млрд.руб. Если что, то НДС придется уплачивать из республиканского бюджета. Вопрос финансово достаточно весомый и потому очень важный.

Второй аспект – инвестиционный платеж. Напомним, согласно соглашению:

«Инвестиционный платеж означает сумму Инвестиций (привлеченных «Восьмой концессионной компанией» – прим. Ред.), а также расходов на обслуживание Инвестиций на этапах Создания и Эксплуатации, которые подлежат компенсации Концедентом с Даты начала выплаты возмещения».

Все рассчитывается по специальным формулам, оговоренным в концессионном соглашении, где основными элементами является стоимость строительства моста и ключевая ставка ЦБ России.

В старом проекте концессионер – ВИС – обязался взять в банке и вложить 28,9 млрд.руб., за что Якутия должна была выплатить ему 40,9 млрд.руб. (без НДС). Это погашение долга и уплата процентов. Проценты считались по максимальной ключевой ставке ЦБ России 6,5%.

ВИС финансирование

Сейчас ситуация изменилась. Возьмем самый оптимистический сценарий, на который надеется Айсен Николаев: стоимость строительства – 132 млрд.руб., из которых 45 млрд.руб., дают федералы, 45 млрд.руб. – находит республика и 42 млрд. берет в долг ВИС (если согласится).

Теперь берем любой процентный калькулятор и забиваем туда 42 млрд.руб., ставку ЦБ в 15%, срок кредитования по концессионному соглашению, самые льготные условия и получаем сумму погашения долга и процентов – 105,2 млрд.руб. (без НДС) без учета накопленной инфляции. Это что дает нам любой кредитный калькулятор.

Для оптимизма не будем обращать внимание на процент, который возьмет банк (это минимум 1,5% плюс к ставке ЦБ), посчитаем, что ВИС берет кредитную линию, выбил в Сбере еще более льготные условия кредитования и округлим эту сумму до 90 млрд.руб. (без НДС). Ну, мы же такие оптимисты как сам Айсен Николаев.

Расчет довольно грубый, приблизительный, все нюансы подписанных соглашений под предлогом «коммерческой тайны» от нас тщательно скрывают, но он дает понимание порядка цифр. Кто хочет убедится в его верности, может пересчитать сам, на примере старых расчетов – они довольно близко сходятся.

Не забудем про эксплуатацию

А теперь вспоминаем про эксплуатационный платеж. Согласно концессионному соглашению:

«Эксплуатационный платеж означает сумму операционных и иных расходов Концессионера, включая расходы на подготовку к Эксплуатации, не входящих в состав Инвестиционного платежа, которые подлежат компенсации Концедентом на этапе Эксплуатации».

Он также рассчитывается по специальной формуле, привязанной к таблицам и индексу потребительских цен, то бишь к потребительской инфляции. По старым расчетам, за весь срок концессии Якутия должна была заплатить группе ВИС 25,3 млрд. руб. (без НДС) в ценах 2019 года – так прописано в соглашении.

Платежи ВИСа

Теперь смотрим, на момент заключения соглашения в 2020 году, инфляция составляла 4,9%, 2021 г. – 8,39%, 2022 г. – 11,92%, на 2023 г. прогноз ЦБ дает 7,5%. Нетрудно посчитать, что только по накопленной потребительской инфляции сейчас 25,3 млрд.руб. выросли до 34,6 млрд.руб.

Сама стоимость строительства моста выросла от 2-х раз (без НДС) до 58,3% (если считать с НДС). Даже если брать по нижнему пределу без НДС, то сумма эксплуатационного платежа увеличивается уже до 54,8 млрд.руб. Это по самому нижнему оптимистичному варианту – не забываем, что мы страшные оптимисты, совсем как Айсен Сергеевич.

Проверить порядок цифр можно по простой пропорции – насколько вырос инвестиционный платеж, настолько же вырос и эксплуатационный с учетом удорожания строительства.

Полная стоимость концессии по мосту – от 189,8 млрд руб. и до бесконечности

А теперь берем и с оптимизмом суммируем все цифры: республиканскую долю – 45 млрд.руб., инвестиционный платеж – 90 млрд.руб. (без НДС) и эксплуатационный платеж – 54,8 млрд.руб.(без НДС). И получаем, что полная стоимость концессионного соглашения по строительству моста через Лену обойдется бюджету Якутии в 189,8 млрд руб. (без НДС) без учета ежегодной индексации! При этом вся полная стоимость концессии составит 234,8 млрд.руб.

Еще раз – по самым оптимистичным расчетам, при условии что федералы выплатят обещанный Айсеном Николаевым грант в размере 45 млрд. руб. и что сметная стоимость в процессе строительства не вырастет, республиканский бюджет заплатит ВИСу за концессию 189,8 млрд.руб. И это без учета ежегодной индексации на величину индекса потребительских цен! То есть это сугубо расчетная, минимально возможная цифра по состоянию на сегодня. В процессе предусмотренной индексации она будет только расти.

Для понимания, все собственные доходы бюджета Якутии в 2022 году были меньше – без малого 161,2 млрд.руб. А тут, сугубо крайне оптимистично, можно сказать, теоретически – нужно выложить из бюджета минимум 189,8 млрд.руб.!

Считать реально, опираясь на слова Хуснуллина и Савельева, а также учитывая якутские особенности, честно говоря, даже не хочется – сумма в 189,8 млрд.руб. тут же вылетает далеко за 200 млрд.руб. То есть можете смело увеличивать в полтора раза, минимум. Максимум вам подсказывает документально подтвержденный в распоряжении правительства РФ размер федерального гранта 15,3 млрд.руб. Тогда, со всеми традиционными Николаевским подходом к крупным стройкам, индексациями и прочими неожиданными расходами на горизонте появляется вполне реальная сумма расходов в 300 млрд.руб.

А это уже выходит за грань здравого смысла – размер расходов на строительство и эксплуатацию приблизительно равняется всему годовому бюджету Якутии.

Еще ни один крупный проект Айсена Николаева не был построен в установленные сроки и по запланированной цене. Что многострадальный онкоцентр, что Жатайская судоверфь и так далее. Везде бардак, срыв сроков и громадный перерасход бюджетных средств. И Ленский мост не станет исключением – это уже сейчас понятно, глядя на вялотекущее строительство Арктического центра.

ВИС Ромашов фото известия
Председатель совета директоров Группы ВИС Сергей Ромашов. Фото газета Известия

Тем более, что сам председатель совета директоров Группы «ВИС» Сергей Ромашов в своем интервью газете «Известия» прямым текстом говорит, что сметная стоимость строительства моста через Лену может вырасти. И даже показывает примеры решения этой проблемы. Разумеется, это бюджет и в нашем случае это будет бюджет Якутии.

Где будет дешевле – на мосту или на пароме?

Ну, и теперь мы плавно приходим к вопросу – а сколько же будет стоить проезд по этому «бриллиантовому» мосту при таких ценах на строительство и эксплуатацию?

Вопрос далеко не праздный. Например, максимальная стоимость проезда по Пуровскому мосту на Ямале обходится большегрузному дальнобойщику в 200 тыс.руб. в один конец независимо от загрузки – деньги берут по максимальной массе указанной в паспорте автомобиля. При этом сам мост длиной 1 км (Ленский мост – 4,6 км), стоимость строительства – 10 млрд.руб. (Ленский мост от 189,8 млрд руб. и до ….). То есть прокатится по мосту в оба конца обойдется в 400 тыс. руб.

Пуровский мост проезд

Это сейчас. А раньше было еще дороже. Только после многочисленных акций протеста водителей-дальнобойщиков стоимость проезда была снижена.

Согласно условиям соглашения, плату за проезд устанавливает концессионер, то есть ВИС, по своему усмотрению, не спрашивая мнения якутских властей – ему достаточно уведомить Якутск. Сейчас тарифы установлены на все без исключения транспортные средства: от легковушек до большегрузов и автобусов. При этом скидки не могут превышать 20% от максимального размера тарифа для определенной категории транспортного средства.

В свою очередь, наши власти могут лишь рекомендовать (то есть просить) установить тот или иной размер тарифа за проезд. Всё. На этом полномочия якутских властей в части регулирования тарифа заканчиваются.

Плата за проезд подлежит ежегодной индексации на величину индекса потребительских цен в этом году. В самом соглашении все предварительные тарифы рассчитаны исходя из цен 2015 года. На сайте проекта сказано:

«Тарифы за проезд будут установлены на момент ввода в эксплуатацию Объекта».

Всё.

Более подробно о проблемах платы за проезд мы писали 3 года назад в материале «Концессионное соглашение не предусматривает бесплатного проезда по мосту через Лену». Сами понимаете, с тех пор в этой части ничего не поменялось. И сколько будет стоить проезд, вам сейчас точно никто сказать не сможет. Поэтому у нас есть сильное подозрение, что паром будет все-таки сильно дешевле. При условии, что им разрешат ходить. Например, на Ямале после ввода в эксплуатацию нового моста, старую, более дешевую переправу, просто ликвидировали.

Айсен Николаев загоняет Якутию в беспросветные долги и нищету

Понятно, что таких свободных денег у Якутии нет: на 2023 год утвержденный дефицит бюджета – 46,6 млрд.руб., верхний предел госдолга – 77,9 млрд.руб. На 1 ноября 2023 года реальный госдолг составил 49,7 млрд.руб., обслуживание долга – 3,2 млрд.руб. То есть денег нет от слова «совсем». Строить можно только в долг. Если раньше Айсен Николаев просил у федерального правительства 25 млрд.руб. бюджетного кредита, то сейчас сумма вырастет.

Сразу скажу – на списание бюджетных кредитов можно сильно не рассчитывать. Как следует из отчета Счетной палаты РФ, без железнодорожной составляющей большой бюджетной эффективности у проекта моста нет. Цитирую заключение аудитора СП РФ Валерия Богомолова:

«Изначально Проект предусматривал строительство совмещенного моста, то есть автомобильного и железнодорожного мостового перехода через реку Лена в районе Якутска. Но в 2016 году от него отказались и даже исключили из ФЦП «Развитие транспортной системы». Это привело к тому, что цели Проекта не достигнуты: круглогодичной транспортной доступности нет».

А теперь задумайтесь во сколько обойдется погашение и обслуживание такого долга с одновременной уплатой инвестиционного и эксплуатационного платежей. Для понимания: по старым расчетам в первые годы после ввода моста в эксплуатацию только эти платежи превышали 5,5 млрд.руб в года в ценах 4 кв. 2018 г. при стоимости строительства моста в 83,4 млрд.руб. с обязательной ежегодной индексацией. И это без учета всего остального.

Сейчас стоимость моста составляет 132 млрд.руб., про индексацию и инфляцию я уже говорил. Так вот, по самым грубым оценкам, эти платежи в первые годы, вкупе с погашением и обслуживанием долга, составят не менее 16-17 млрд. руб в год в текущих ценах. А это уже больше, чем Айсен Николаев пообещал потратить в этом году на все сельское хозяйство Якутии.

мост фото ВИС

На среднесрочную перспективу никаких крупных налогоемких проектов в Якутии не планируется. Единственный – разработка Кючуса – уже сейчас сидит на льготах. Больших новых налогов от него не будет. С АЛРОСА ситуация более чем туманна, особенно учитывая тот момент, что компания собралась восстанавливать рудник «Мир», а это очень капиталоемкий проект. Понятно, что на деньги компании в ближайшей и среднесрочной перспективе рассчитывать нельзя.

Поэтому большого роста крупных новых доходов у бюджета республики не будет, а сейчас все увеличение идет практически полностью за счет роста курса доллара. Но рост курса приводит к росту потребительских цен, а в соглашении четко прописана индексация как раз на индекс потребительских цен. Замкнутый круг – больше курсовых доходов, больше индексация.

Так что неизбежно, что для обслуживания долга и платежей ВИСу властям Якутии придется капитально сокращать внутренние расходы. И кого они коснутся в первую очередь, остается только догадываться. Ясно одно – со строительством моста якутянам придется очень основательно затянуть пояса. Вдобавок ко всем известным трудностям, что испытывает сейчас все остальное население России. Так сказать, плюсом, с легкой руки Айсена Николаева.

Владимир Нифонтов.

P.S.

Для «оптимистов на зарплате» и альтернативно одаренных товарищей, любящих поорать – «вы все врете», «да откуда ты знаешь» и т.д. сообщаю – документы по концессионному соглашению со всеми необходимыми приложениями и расчетами были опубликованы на официальном сайте torgi.gov.ru в открытом доступе, где каждый желающий мог с ними ознакомиться. Все ссылки в тексте кликабельные. Данные по инфляции и ключевой ставке официально публикует ЦБ России. Финансовый калькулятор можете выбрать сами, по своему вкусу – в интернете их десятки, если не сотни.

Смотрите, проверяйте. Пока же реальность превзошла все наши самые пессимистические прогнозы, о которых мы писали 3 года назад.

Фото: Известия, группа ВИС.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


2 коммент. к “Ленский мост становится угрозой для Якутии (окончание)”


  • Отправил армянское радио (27.11.2023 )

    Независимо от ваших “портянок” мост не построят.

  • Отправил Николай (27.11.2023 )

    спасибо за анализ. Айс бессовестно обокрал якутов и причем каждого от младенца, даже ещё неродившегося, до глубокого старика. Что делать, это катастрофа!!!

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question