Сегодня: 29.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Якутский обрыв

11.08.2019

жд вокзал фото Ykt.ru

Почему железная дорога, которую строили больше тридцати лет, пришла в никуда. 

Большой праздник по открытию пассажирского движения со станции «Нижний Бестях», названной по имени поселка, который расположен напротив столицы республики Якутска через реку, для многих оказался с неприятной неожиданностью. Оказалось, что если переправиться через реку Лена на катере или пароме, то надо еще полчаса ехать до железнодорожной станции. Разумеется, это неудобно. А в пятидесятиградусные морозы вообще сложно себе представить. Железнодорожники тоже расстроены такой ситуацией, так как даже сам вокзал в Нижнем Бестяхе не рассчитан на одновременный прием всех пассажиров поезда. Тем не менее теперь всем придется терпеть сложившуюся ситуацию. Но почему так получилось? И почему Амуро-Якутская магистраль фактически оборвалась, не дойдя до Якутска?

Строили, а зачем?

Амуро-Якутская магистраль, 800 километров, – это ответвление БАМа. Собственно говоря строить ее в 1985 году начинали те же транспортные строители, которые работали на Всесоюзной ударной стройке. По признаниям участников событий, никто и не сомневался, что к 1991 году железная дорога придет даже не в Нижний Бестях, а в Якутск. Для чего нужно было построить совмещенный автомобильно-железнодорожный мост через реку Лена.

Но всё получилось иначе. Перестройка, развал государства, разрушение всех хозяйственных связей, кризисы и полное безденежье довели эту стройку до полной заморозки. Только в 2002 году, с приходом к власти в республике нового президента Вячеслава Штырова, ее реанимировали и начали строить такими же ударными темпами, что и во времена Советского Союза.

И вновь воспрянули духом транспортные строители и к 2010 году фактически довели дорогу до Нижнего Бестяха. Впереди маячил мост – его руководство республики «пробило» с большим трудом. Но опять вмешались непредвиденные события – у подрядчика, строившего железную дорогу, сменилось руководство, перемена произошла и в республике. Застряла стройка. Почти на десять лет.

И вот с горем пополам, в июле 2019 года, стартовало, наконец, пассажирское движение до станции Нижний Бестях.

Конечно, для республики, да и для всей страны, это большое событие. Тридцать четыре года руководство республики, строители, как говорится, на себе тащили эту железную дорогу. Сложно даже сосчитать, сколько раз останавливали стройку. Целые поколения якутян мечтали о том, что сквозь тайгу к ним придут рельсы. И вот свершилось.

Но что же дальше?

Мосту не быть…

А дальше, как уже было сказано, население Якутии удивилось неудобствам использования долгожданной железной дороги.

Почему же так случилось?

В 2002 году, когда по-настоящему взялись за строительство, все было расписано как положено: железная дорога придет до Нижнего Бестяха, там построят небольшой вокзал и железнодорожное депо, затем будет построен совмещенный автомобильно-железнодорожный мост, а в Якутске будет создан полноценный транспортный узел. Так как здесь есть и крупный аэропорт, и речной порт, и сходятся воедино федеральные и республиканские автодороги. Даже место уже для большого железнодорожного моста было определено. Дальше, как предполагалось, дорога должна была пойти западнее и помочь в освоении крупных якутских месторождений. А восточнее – из Нижнего Бестяха на Магадан. Благо, магаданцы ждут ее как манну небесную, понимая свою тотальную оторванность от большой земли.

Однако 2010 год стал началом мучений не только железной дороги, но и моста. Эту тему «жуют» уже почти десять лет. То тоннель будет построен по дну реки Лена (это на вечной-то мерзлоте!), то канатный мост китайцы возведут, теперь дошли до того, что стали называть проект строительства моста просто «Ленский мост». Не уточняя, что речь идет исключительно о строительстве моста автомобильного. Железнодорожный вроде как не нужен, потому что Нижний Бестях оказался вдруг агломерацией города Якутска. Получилось так: баня, а через дорогу раздевалка. Потому что круглогодичного сообщения между столицей Якутии и Нижним Бестяхом нет.

В общем, заиграли тему.

Притом, что в свое время вопрос этот фактически был решен на уровне главы государства и Правительства РФ.

мост через лену

… и Магаданской железной дороги тоже

А что же по железной дороге в Магадан?

Магаданцы со своей стороны тоже упорно ставили вопрос. Они заранее готовили технико-экономический проект, протолкнули его в Транспортную стратегию РФ до 2030 года и Стратегию развития железнодорожного транспорта Российской Федерации. Согласно этим планам, железная дорога Нижний Бестях-Мома-Магадан протяжённостью более 1800 км должна была строиться с 2016 года.

Вы думаете, это строительство началось?

Конечно, нет.

Более того, из указанных стратегий этот проект исчез. На сегодня он есть только в госпрограмме по социально-экономическому развитию Арктики и еще – по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона.

А в декабре 2018 года Минэкономразвития РФ вообще вычеркнуло этот проект из плана модернизации. Якобы в связи с отсутствием технико-экономических показателей. Хотя в действительности это совершенно не так. Ещё в 2009 году по поручению тогдашнего премьер – министра России Владимира Путина технико – экономическое обоснование было не только выполнено, но и утверждено. Теперь же, с учетом того, что госпрограммы развития Арктики и Дальнего Востока в ближайшее время будут переписаны, есть все основания предполагать, что и оттуда Магаданская железная дорога вылетит со свистом.

Дело – труба

Конечно, можно все списать на региональные власти. Что не отстояли, не добились, не дожали. Ведь к 2010 же году вопрос по совмещенному мосту через реку Лена был же решен? Значит, это возможно?

Но дело все-таки не только и не столько в позиции субъектов.

На примере многострадальной Амуро-Якутской железнодорожной магистрали и не построенного моста отчетливо видно, как федеральная власть относится к строительству инфраструктурных объектов в стране.

Даже не так – как вообще и на чем у нас выстроена экономическая и политическая модель.

В верхах время от времени (после обращений к Владимиру Путину во время прямых эфиров, например) появляются разговоры об экономической целесообразности строительства моста через реку Лена. Пусть хоть в автомобильном, хоть в железнодорожном виде. Дескать, что возить будете, господа хорошие?

А ничего, что по железной дороге до Нижнего Бестяха уже идут грузы потоком и компания «Железные дороги Якутии» возит до 600 тысяч тонн в год, а планирует в три раза больше? Что это существенно меняет экономику региона и элементарно влияет на стоимость продуктов для населения. При этом почему-то остается за кадром промышленное развитие Якутии. Железная дорога уже стала настоящим спасением для всех якутян, потому что по ней теперь можно осуществлять северный завоз, который неоднократно срывался из-за маловодия в верховьях Лены.

Создается впечатление, что чиновники перестали понимать свою основную функцию и смысл предназначения государства в целом. Они во всем ищут свою выгоду. Возможность заработать. Но неужели непонятно, что строительство крупных объектов инфраструктуры, на которых базируется развитие любой страны, это есть прямая и непосредственная задача и обязанность государства.

сила сибири фото - rueconomics.ru

В свое время трансконтинентальная железная дорога в США строилась вообще в прериях, чтобы связать страну воедино. Просто для того, чтобы была – потому что вокруг нее образовывается жизнь, а не наоборот. Все помнят, как смешали с грязью транспортных строителей БАМа, что они построили никому не нужную и в никуда ведущую железную дорогу. А ведь теперь ее модернизируют, расширяют. Все страны мира возводят транспортные магистрали, потому что понимают – это основа и это очень важно с оборонной, геополитической, экономической точек зрения.

Поэтому совершенно очевидно, что нежелание строить инфраструктуру, соединять между собой регионы – есть нежелание заниматься развитием собственной страны.

И действительно, зачем это нужно, если нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» итак качает нефть в Китай, а строящийся газопровод «Сила Сибири» вот-вот начнет поставлять газ туда же? Все есть, и больше ничего не надо.

Но в таком случае не надо заниматься демагогией и говорить о приоритете развития Дальнего Востока на весь XXI век и объявлять Арктику примерно тем же. Хотите качать ресурсы и ничего более – так и говорите.

Для этого, конечно, не нужны никакие дороги. Да и люди в общем-то тоже не нужны.

Маргарита Нифонтова.

P.S. Что касается железнодорожной станции «Нижний Бестях» и подъезда к ней. Железнодорожники судорожно ищут выход из ситуации, строят прямо на берегу здания для ожидания пассажиров переправы через реку Лена, продумывают единый билет с возможностью проезда на автобусе. Речники в спешном порядке возводят причальную стенку, так как грузы теперь будут разгружаться тоже в Нижнем Бестяхе. Жители переживают, как все это будет.

А меж тем, на открытие пассажирского движения по железной дороге, которая строилась более тридцати лет, никто из федеральных чиновников, и даже представителей «Российских железных дорог», не приехал.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


Один комментарий к “Якутский обрыв”


  • Отправил Горожанин (11.08.2019 )

    До 1950-х г.г. планировалось, что железка подойдет к Якутску с запада, по левому берегу Лены, от Усть-Кута и дальше на Магадан и Анадырь. То что произошло потом – иначе как диверсией государственного масштаба назвать нельзя

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question