Сегодня: 24.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Интриги рынка. Почему авиакомпания «Якутия» покупает не то, что планировала

31.01.2013

Некоторое время назад на сайте yktimes.ru был опубликован интересный анализ официальных сообщений правительства и пресс-релизов авиакомпании «Якутия». Из него следовало, что она неоднократно сообщала о своем намерении купить одни самолёты, но через какое-то время и после вмешательства членов правительства приобретала другие. Причем логика приобретений иногда, казалось бы, отсутствовала – то, что собирались купить, вначале выглядело более удобным и приспособленным к нашим условиям. Эта информация заставила нас внимательнее изучить ситуацию и обратиться в компанию за комментариями – чего вдруг?

Чего хотим, сами не знаем?

Предыстория вопроса. Под занавес 2011 года авиакомпания «Якутия» громко заявила, что в рамках обновления флота для внутрирегиональных перевозок в качестве альтернативы Ан-24 и Ан-140 будут приобретены 50/56-местные канадские пассажирские самолёты Bombardier Dash-8 Q300. Свой выбор авиаторы мотивировали несколькими факторами: Q300 по вместимости и техническим характеристикам наиболее близко подходит к Ан24, хорошо приспособлен для посадок на грунтовых аэродромах, и расход топлива почти на 45% ниже, чем у «анов».

Кроме того, пошлин на ввоз самолетов вместимостью до 50 мест в России нет. Самолёт широко эксплуатируется на северных территориях Канады, США и других стран. В России Q300 на вооружении у «Сахалинских авиатрасс», где хорошо зарекомендовал себя в условиях низких температур. Так как он снят с производства в 2006 году, воздушные суда планировали приобретать на вторичном рынке, в лизинг.

Однако уже весной 2012 года в недрах правительства республики с подачи первого вице-премьера Алексея Стручкова вместо запланированного и согласованного Dash Q300 заговорили о турбовинтовой машине следующего поколения – 72/78-местном Bombardier Q400, который на тот момент еще не был сертифицирован в России. Едва получив допуск к эксплуатации в России от межгосударственного авиационного комитета (МАК), 72-местный красавец авиалайнер отправился в демотур по Дальнему Востоку. На презентации в Якутске чиновники любовались крылатым судном с уменьшенным расходом топлива и стоимостью обслуживания. Примерно тогда же было принято решение о необходимости проведения низкотемпературных испытаний в погодных условиях Якутска.

Авиаторы восторгов правительства не разделяли, тем не менее испытания были запланированы на декабрь 2012 г. Но уже в сентябре прошлого года в Хабаровске на встрече с генеральным консулом Японии Цугуо Такахаси Иван Простит — глава авиакомпания «Якутия» — сообщил о подписании контракта на покупку трех Bombardier Q400 и планах получить первый турбовинтовой самолет Q400 производства канадской компании Bombardier в ноябре текущего года.

Каково же было удивление общественности, когда вместо новенького, презентованного в Якутске Q400 «Якутия» купила б/у самолет, ранее принадлежавший лихтенштейнской компании Luxair. Так как самолет шёл в комплектации на 72 места, он облагался немалой ввозной пошлиной.

А где же три новеньких, с пылу с жару, самолета Q400NG, предварительное соглашение о поставке которых было подписано в мае этого года?

«Якутия»: руки нам не выкручивали!

За комментариями мы обратились в республиканскую авиакомпанию. После двух дней взаимных препирательств, претензий и даже шантажа с пресс-службой авиакомпании на наши вопросы согласился ответить Павел УДОД, первый заместитель генерального директора ОАО «Авиакомпания «Якутия».

– Почему так резко принято решение прекратить эксплуатацию Ан-24, прежде чем им найдена полноценная замена?

– Авиакомпания «Якутия» прошла аудит Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) по безопасности эксплуатационной деятельности (IOSA). По существующим правилам, авиакомпании, имеющие сертификат IOSA, не могут использовать устаревшие в техническом плане Ан24. Что касается обновления флота, программа по обновлению флота авиакомпании «Якутия» действует с 2006 года. Параметры обновления заложены в программу реализации Государственной программы «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 20122016 годы». Конкретные типы воздушных судов там не указываются, а лишь модели сопоставимых самолётов.

– То есть всегда можно присмотреть «иностранцев»?

– В приоритете у авиакомпании «Якутия» российские самолеты. Так было и остается. Мы первые и единственные в России эксплуатируем самолет Ан-140, но, к сожалению, он в нужном количестве не выпускается. По госпрограмме к 2012 году у нас должно было эксплуатироваться 9 таких судов, а у нас их всего 4. Завод выпускает один самолёт примерно в два года. Понятно, такое обновление не отвечает нашим потребностям. К тому же Ан140 и не имеют достаточного уровня послепродажного обслуживания в части снабжения запасными частями. Мы просто вынуждены были рассматривать самолёты зарубежного производства.

– Почему остановились на канадских Bombardier? Мы разговаривали со специалистами, они отмечают, что в линейке региональных лайнеров имеются еще европейские самолеты ATR.

– Дело в том, что авиалайнер Bombardier Dash 8 Q400 широко эксплуатируется более чем в 40 авиакомпаниях мира, в самых разных условиях – от Африки, Южной Америки (высокогорье) до севера Канады и Аляски. Это самый быстрый турбовинтовой самолет в мире, его крейсерская скорость – 660 км/ч.

Анализируя самолеты двух производителей – ATR и Bombardier, мы сделали заключение, что самолеты ATR очень сложно, а порой невозможно эксплуатировать в республике, так как он сертифицирован только до -40 градусов и пока не допущен до посадок на грунт. Bombardier сертифицированы до температуры -54 градуса и для эксплуатации на грунтовых аэродромах. Таких у нас в республике большинство. У них есть серии Q200, Q300, Q400, отличие лишь в пассажировместимости. И когда нам говорят: вы смотрели один, а выбрали другой… Скажем так, это не разные самолеты. Q200, Q300, Q400 – это модели одной линейки самолетов. Те же самые суда, те же самые летчики, техники, просто разная вместимость.

Вообще, мы рассматриваем оба типа самолета. Но на данном этапе мы проанализировали ситуацию и пришли к заключению, что сейчас для нас Q400 эффективнее. На те аэродромы, куда Q400, может быть, не сможет выполнять полёты (есть у нас 3-4 трудных аэродрома), будут летать наши Ан-140.

– Вы все время ссылаетесь на экономическую целесообразность. Но самолеты Q300 как раз из-за меньшей пассажировместимости не облагаются ввозной пошлиной. Тем не менее вы предпочли им Q400.

– В 2006 году Bombardier сняли Q300 с производства, из-за этого возник дефицит и цена на него взлетела. Он теперь дороже Q400 на вторичном рынке. То есть Q300 можно взять только на вторичном рынке, а за ту же цену можно приобрести у производителей новенький Q400. При этом последний намного эффективней. Кроме того, чем дальше мы удаляемся от даты последнего выпуска самолета, тем техобслуживание становится менее системным, могут возникнуть проблемы с запчастями. Q400, мы считаем, оптимально подходит для нашей республики на дальних внутренних маршрутах, таких как Черский, Чокурдах, Среднеколымск, Саскылах. Я приведу простой пример: на маршрут Якутск – Черский Ан-24 затрачивает 4,5 часа, Q400 этот маршрут будет покрывать за 2 часа 30-45 минут. Q400 – это еще и совсем другой уровень сервиса. При этом затраты на содержание у обоих самолетов примерно одинаковы.

– А расход топлива?

– У Q400 он ниже, чем у Ан-24, но выше, чем у Q300. Ан-24 в среднем в час потребляет 950 кг топлива, Q400 – 900 кг, Q300 – 600 кг. Но за счёт скорости Q400 в конечном итоге эффективнее, чем Ан-24 и Q300. Кроме того, у Q400 есть еще одно преимущество – большой грузовой отсек на 1,5 тонны, чего нет ни у Ан-24, ни у Q300. А это очень востребованная часть, мы обеспечим северные улусы качественными грузоперевозками.

За одного битого …

– Имея возможность приобрести новый самолёт, почему вы приобрели «бэушный»?

– Вы задумывались, почему в России все самолёты иностранного производства со вторичного рынка? Новый самолёт стоит дороже, а пошлина на него настолько высока, что ни одна авиакомпания, кроме «Аэрофлота», не может позволить себе такую покупку. Одна из причин, почему мы приобрели Q400, бывший в эксплуатации, – именно высокие пошлины. Ничто не мешает нам купить новый самолет, но в этом случае величина тарифа на перевозку будет выше. А захотят ли люди этого? Да, мы купили подержанный самолет 2007 года выпуска. Но мы же не кота в мешке купили. Перед передачей заказчику все самолёты проходят генеральную предпродажную подготовку, техническое обслуживание по большой форме – обновляются агрегаты, двигатели, интерьер. И, главное, даже этот «бэушный», как вы выразились, самолет в 6 раз моложе эксплуатируемых ранее Ан-24 и даже Ан-140.

– В своё время много говорилось о необходимости снять пошлины на ввоз в Россию самолётов для внутренних рейсов. Воз и ныне там?

– Одна из причин в том, что правительство России увидело в Q400 конкурента российскому самолету более высокого класса – superjet А-148. Но когда увидели, что мы покупаем и superjet, и Q400, то сами к нам обратились и попросили сделать анализ. Для нас ситуация очевидна: superjet не способен делать посадки на грунтовые аэродромы, для полетов внутри республики он непригоден. У этих самолетов разные ниши: разница в 20 с лишним кресел, самолет superjet более тяжелый, его региональным воздушным судном считать нельзя. Это по всем параметрам ближнемагистральный самолет, который мы, например, планируем эксплуатировать на маршрутах Якутск – Пекин, Якутск – Сеул. И этот вопрос мы обсуждали с президентом на съезде транспортников России в ноябре, после чего документ по снятию пошлин начал довольно быстро проходить согласования. Могу точно сказать, что федеральная таможенная служба уже согласовала этот документ. Думаем, уже в первом полугодии пошлины снимут.

– Старые добрые «аны» – очень надежная техника. Они летают на Крайний Север, и никакой мороз им нипочем. «Иномаркам» Q400 для проведения регламентных работ, предполетной подготовки потребуется теплый ангар? Во многих населенных пунктах, куда сейчас летают «аны», их просто нет. Вдруг пурга, туман, и самолёт застрянет в улусе до наступления лучших… времен?

– Это ещё одно заблуждение. Всё наоборот, как ни странно: Q400 может обслуживаться на морозе, а Ан24 – нет. Дело в том, что Ан нельзя запускать без подогрева при температуре ниже -24 градуса, а Q400 (как, впрочем, и Ан-140) можно запускать без подогрева до -40. Более того, Q400 как самолет новой философии 21-го века может обслуживаться только летчиками, а Ан-24 – нет. И если он прилетел туда, где нет техников, Q400 может обслуживаться летчиками, а Ан-24 – нет. Летчики проходят подготовку для транзит-чеков – набора минимальных операций по обслуживанию в транзитном порту. Летчик сам его заправляет, проверяет аккумулятор и т. д. Причем в Q400 всего два члена экипажа, это технологический самолет.

– Где самолеты будут проходить техническое обслуживание и ремонт?

– Техническое обслуживание на первых порах будет проводить компанияпроизводитель, но в Якутске совместно с нашей авиационно-технической базой. Специалисты уже здесь. Они будут осуществлять всю информационно-технологическую, практическую стажировку наших специалистов по эксплуатации самолётов. Любые новые самолёты работают в России только по такой схеме. Всё необходимое оборудование мы приобрели.

– В июле прошлого года говорилось о том, что в январе 2013 года Q400 прибудет в Якутск для прохождения низкотемпературных испытаний. В итоге его приобрели без этого. Вы очень рискуете, случись что.

– Мы не боимся, но не безудержные оптимисты. Q400 проходил низкотемпературные испытания (пусть не у нас, а в Канаде) и был допущен производителем к эксплуатации до -54 градусов. Выбор в пользу Q400 был сделан в том числе и по этой причине. Он сертифицирован американскими властями – FAA Федеральной авиационной администрацией США. Это самые строгие правила в мире для эксплуатации в температурных условиях до -54. Так что мы имеем право без всяких дополнительных тестовых программ эксплуатировать судно.

Кроме того, планируем, что самолёт по прилете в Якутск пройдет низкотемпературные испытания, а затем мы начнем его эксплуатировать. Главное, чтобы резко не потеплело. Эту зиму мы его поэксплуатируем, а следующей зимой они снова приедут. Каждый производитель стремится попасть в Якутск, чтобы провести такие испытания. Самолёт, летающий в Якутии, – это своего рода бренд.

Елена Киселева, газета «Якутск Вечерний»


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


4 комментария к “Интриги рынка. Почему авиакомпания «Якутия» покупает не то, что планировала”


  • Отправил dixon (31.01.2013 )

    Очень говорящая фамилия… Каким паша был г… таким и остался

  • Отправил 123 (31.01.2013 )

    Удод сравнивает 400 с ан-24, а это самолеты разных поколений. Логично бы сравнивать его с АТР или Ан-140. Но он этого не делает. Потому что знает, что по топливной эффективности 140 обставляет Q400. По допускам при посадке на грунт 140 тоже на голову выше. И так далее

  • Отправил спайдер (31.01.2013 )

    Пиндит и не краснеет.

  • Отправил Аноним (31.01.2013 )

    Бизнес по якутски – сначала купили, а потом испытывать будем Это он такой тупой или мы все?

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question