Сегодня: 24.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Неэффективные расходы подтачивают бюджет Якутска

18.12.2020

В Якутском бюджете катастрофически не хватает денег, и вместе с тем городские деньги тратятся на разные сомнительные, с точки зрения бюджетной эффективности, проекты и предприятии. Кроме бессмысленной, по нашему мнению, покупки акций «Водоканала», в городе есть еще масса подобных маловразумительные трат муниципальных средств. 

В Якутске падают собственные доходы бюджета. На 2021 год они запланированы в размере 8,020 млрд. рублей (на 143 млн. меньше, чем в текущем году). Работа окружной администрации над повышением доходов городской казны пока не приносит результата, даже собрались продавать здание мэрии. Положение спасает увеличение дотаций из бюджета республики.

Но если в современных сложных кризисных условиях, власти города не могут сильно повлиять на увеличение собственных доходов, то правильно распорядиться расходами им вполне по силам. Не тупо резать все подряд, а смотреть на эффективность. А некоторые расходы городской администрации вызывают недоумение.

Пользуйтесь, люди добрые

4 сентября 2019 года мэр Якутска Сардана Авксентьева на Восточном экономическом форуме во Владивостоке подписала трехстороннее соглашение с ПАО «Русгидро» и Правительством Якутии о развитии системы централизованного теплоснабжения в городе Якутске. В соответствии с соглашением «Якутскэнерго» и «Теплоэнергия» планируют создать совместное предприятие, выполняющее функции теплосетевой организации.

Стороны также оговорили вопросы единой теплоснабжающей организации Якутска и включение в тариф предприятия инвестиционной составляющей на мероприятия по повышению эффективности систем теплоснабжения. Кроме того в рамках достигнутых договоренностей рассматривался переход Якутска в ценовую зону теплоснабжения (метод «альтернативной котельной») после создания нового совместного предприятия.

В августе 2020 года, на встрече Айсена Николаева с руководством «Русгидро» были озвучены сроки создания совместного теплоснабжающего предприятия в Якутске – до 2022 года. К этому времени должны быть решены все вопросы по переходу города на метод «альтернативной котельной».

То есть с сентября 2019 года было решено, что муниципальное АО «Теплоэнергия» уйдет из муниципальной собственности в совместное предприятие с энергетиками. Взамен Якутск получит незначительную долю в этом СП – контроль электрики, разумеется, оставят за собой. Ради этого, собственно говоря, весь этот сыр-бор и затевается. Хотя официально это делается исключительно ради повышения надежности и эффективности теплоснабжения, сдерживания роста тарифов и т.д. Для чего «Русгидро» обещает кучу инвестиций в модернизацию инфраструктуры теплоснабжения.

Короче говоря, в Якутск приходит богатый инвестор, который возьмет на себя все вопросы по теплоснабжению города.

И что делает городская власть, зная, что в ближайшем будущем «Теплоэнергию» придется отдать чужому дяде? Она резко увеличивает расходы городского бюджета на строительство новых объектов и модернизацию оборудования предприятия.

Как следует из скорректированного финансового плана инвестпрограммы АО «Теплоэнергия», опубликованного на сайте организации, в 2020 году первоначально из городского бюджета планировали потратить на «Теплоэнергию» 25 млн.руб., после корректировки – 247,6 млн.руб. В 2021 г. расходы с первоначально запланированных 32,7 млн.руб. выросли до 46,88 млн.руб. В 2022 из Якутского бюджета уйдет уже 87 млн.руб. вместо 68,7 млн.руб.

инвестпрограмма Теплэнергии

Спрашивается – зачем тратить муниципальные деньги, если предприятие со всеми его новыми объектами уходит из муниципальной собственности? Ведь если электрики его забирают, то пусть они и занимаются модернизацией и строительством.

Вы когда выезжаете из муниципальной/арендованной квартиры там перед отъездом капитальный ремонт с заменой всех коммуникаций и сантехники делаете? Я думаю, что нет. Сдаете ключи в ДЖО, и пусть уже у новых хозяев голова болит о ремонтах.

А в нашем случае получается, что муниципальный бюджет вкладывает кучу денег в строительство новых объектов и модернизацию, потом все эти новенькие мощности забесплатно отдает энергетикам. Берите, люди добрые, пользуйтесь, зарабатывайте себе денежку.

Почему бесплатно? Да потому что живых денег никто не даст, а чего будет реально стоить доля мэрии, хорошо можно посмотреть на примере «Якутскэсети». На мой взгляд, ноль рублей шиш копеек.

Ну зачем, спрашивается, тратить сотни миллионов рублей городских денег на такие «подарки» энергетикам? Я понимаю расходы на поддержание и текущий ремонт систем теплоснабжения, но новое строительство и модернизация зачем? Денег в городском бюджете девать некуда?

Направьте эти деньги на что-нибудь более полезное или снизьте тарифы «Теплоэнергии» – как отметило АКРА, в своем отчете о присвоении предприятию кредитного рейтнига, они одни из самых высоких в городе. Кроме того кредитное агентство отметило низкий уровень корпоративного управления и финансовую непрозрачность «Теплоэнергии».

АККРа теплоэнергия

Причуды городского планирования

Или другой пример «эффективного» управления муниципальным имуществом.

Есть у Якутска сельскохозяйственное предприятие «Багарах». Хозяйство глубоко убыточное и тянет дотации и городского бюджета. В начале 2019 года, после прихода к власти новой команды Авксентьевой, был составлен и утвержден план развития «Багарах» на 2019-2023 гг. вкупе с инвестпрограммой. Занимался этим Владимир Федоров.

Багарах

Согласно плану, самое позднее к 2022 году предприятие должно было выйти на безубыточную работу. Ставка делалась на повышение эффективности за счет улучшения качества кормов и рациона кормления, внедрения передовых систем доения, проведения племенной работы и мотивации работников в увеличении производственных показателей. В соответствии с этими задачами был составлен инвестплан, с финансированием за счет городского бюджета.

Работа по плану принесла определенный результат – за год «Багарах» увеличил надои и сдачу молока по сравнению с 2018 годом почти в два раза. Выручка выросла с 25 млн.руб. до 54 млн.рублей. Казалось бы, все идет нормально.

Но вдруг, в октябре 2020 года городские власти сообщают, что в ООО «Багарах» завезли 100 нетелей холмогорской породы. Завоз оплачивал городской бюджет.

Дело, на первый взгляд, хорошее, но данное приобретение не входило в инвестплан предприятия ни в 2019 г., ни в 2020 г. Более того, оно прямо противоречит плану развития «Багарах», согласно которому предприятие должно снизить количество коров в хозяйстве с 451 до 400 голов.

Инвест Багарах

Цифра эта не взята с потолка – у хозяйства дефицит земель и, соответственно, кормовой базы. Молоко у коровы – на языке, как будешь кормить, столько молока и получишь. Большое стадо ему просто не прокормить.

Кроме того, у хозяйства еже есть печальный опыт с обновлением поголовья. В 2016 г. «Багарах» за счет кредитов «Россельхозбанка» закупил 200 голов скота. По тем кредитам оно расплачивается до сих пор и никак расплатиться не может – просит помощи у городского бюджета.

И что получается? Есть антикризисный план по выводу предприятия на безубыточную работу. Работа по нему дает определенный положительный результат. И вдруг этот план ломают и внезапно начинают заниматься не предусмотренной самодеятельностью с не просчитанным результатом. Да еще и за счет городского бюджета.

Зачем? Это что, пример «эффективной» работы? В городском хозяйстве вообще есть какое-то планирование или все делается «на коленке»?

Зачем вообще в таком случае муниципалитету содержать это сельхозпредприятие? Не лучше ли будет продать или передать его Минсельхозу и пусть оно с ним занимается? Во всяком случае, денег с городского бюджета на поддержку хозяйства платить не придется. Чем вам не экономия бюджетных средств?

На «Саюри» продолжают тратить муниципальные деньги

Но кроме «Багараха» у муниципалитета есть еще одно сельхозпредприятие – скандально известное «Саюри». Там вообще ситуация анекдотичная. Строилось оно за счет муниципальных гарантий. Предприятие глубоко и стабильно убыточное: в 2017 г. убытки составили 10,9 млн.руб., 2018 г – 11.6 млн.руб. 2019 г – 31 млн руб.

саюри убытки

Куча долгов, даже муниципальному МУП «Пригородная теплосетевая компания» задолжало более 3 млн.руб., которые МУП взыскивать не торопится. Это не считая долгов «Сахатранснефтегазу», «Экутскэсети» и прочим контрагентам.

Муниципальному «Горснабу» принадлежит 51% долей в этом ООО, но должность председателя Совета Директоров занимает представитель миноритарного владельца – «Алмазэргиэнбанка», у которого всего 9,48% долей. Как недавно писал наш сайт, в ООО «Саюри» сменили способ управления предприятия – вместо единоличного директора ввели управляющую организацию ООО «Звезда Арктики». К муниципалитету Якутска эта «Звезда» не имеет ни малейшего отношения. При этом, в случае получения прибыли, половина ее будет уходить управляющей организации.

За муниципальные и государственные деньги/гарантии построили теплицы, за муниципальные и государственные деньги/заказы обеспечивается производство и стабильный сбыт. А прибыль теперь будет уходить в частный карман. На мой взгляд, какой-то пылесос системы «Саюри» по высасыванию денег из бюджета и перемещения их в частные карманы получается.

После публикации нашей статьи «Бюджетный пылесос системы «Саюри» прошел модернизацию» мы никакой реакции от муниципалитета Якутска мы так и не получили. Зачем и почему это сделано – совершенно непонятно.

Более того, городские муниципальные предприятия до сих пор продолжают тратить свои деньги на развитие «Саюри». Только в этом году, кроме всего прочего, МУП «Пригородная теплосетевая компания» на разработку проектно – изыскательских работ по объекту: «Строительство сетей водоснабжения до границы участка тепличного комплекса Саюри и строительство насосоной станции с резервуарами чистой воды 2*200м3 в с. Сырдах» г. Якутска» запланировано потратить 2 260 000 руб. И плюс еще на само строительство – 12 771 048 руб. И это только первый этап, дальше будет больше.

закупки ПТСК

Напомню, муниципальным предприятиям «Саюри» долги не платит, а они продолжают тратить на него народные деньги.

Возникает вопрос – зачем? Муниципалитет Якутска, владея контрольным пакетом предприятия, фактически никак не влияет на его деятельность. Даже место председателя СД занимает не представитель окружной администрации или мажоритарного владельца – МУП «Горснаб». ООО «Саюри» стабильно приносит все возрастающие убытки, не платит по долгам даже муниципальным предприятиям. А в случае получения прибыли половину ее придется отдать чужому дяде.

Тем не менее, городские власти с упорством достойным лучшего применения продолжают тратить деньги муниципальных предприятий на это сельхозпредприятие. Забавно получается, «Саюри» не платит МУП «ПТСК» а он продолжает за свой счет обеспечивать работу «Саюри».

У муниципальных коммунальщиков нет более насущных задач, куда можно направить эти деньги? А если нет, то направьте средства на выплату дивидендов в городской бюджет. Я думаю 14 млн.руб в городском хозяйстве очень даже пригодятся.

Еще раз спрашиваю – зачем? Не лучше ли будет избавиться от этого токсичного актива и продать/передать его Минсельхозу за нормальные деньги? Хоть что-то можно выручить и просто перестать выделять на него муниципальные деньги. И направить их на другие насущные нужды.

Я привел только небольшую часть примеров сомнительного и неэффективного, с моей точки зрения, расходования средств муниципального бюджета. Может, лучше вместо продажи здания мэрии продать убыточные муниципальные сельхозпредприятия? Может лучше просто навести порядок с расходованием средств бюджета и перестать их тратить на разные сомнительные прожекты?

Владимир Нифонтов.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question