Сегодня: 16.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

“Запрограммированный” дерибан?

26.12.2011

"Запрограммированный" дерибан?Якутия стала первым регионом России, который принял программный бюджет. Отныне бюджет республики представлен в виде комплекса 37 пятилетних государственных программ и непрограммной части. По словам председателя парламентского комитета по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации Александра Уарова, «Многие субъекты Российской Федерации заявили о намерении принять так называемые программно-целевые бюджеты на 2012 год, но смогла это сделать только Якутия. Президент республики Егор Борисов дал соответствующее поручение правительству. Члены кабинета министров отменили свои летние отпуска, работали до ночи, но в результате подготовили главный финансовый документ по программно-целевому принципу». И по словам гордых собой республиканских чиновников, бюджет Республики Саха самый передовой и прогрессивный из всех бюджетов регионов России. Ура, товарищи!
Однако при внимательном рассмотрении некоторых программ этого прогрессивного бюджета вскрываются весьма интересные факты, которые на «ура» никак не тянут и вместо радужного восторга «по-уаровски» вызывают лишь недоумение и вопросы.
Приведу небольшой пример.
Среди прочих 37 программ, лежащих в основе бюджета, есть Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012 – 2016 годы». Программа в августе была принята правительством республики, а 12 октября 2011 года ее своим указом № 974 утвердил Президент Республики Саха Егор Борисов.
И есть в этой большой и дорогой программе далеко не самая дешевая подпрограмма – «Воздушный транспорт», где расписано, как будет развиваться наша авиация в течение ближайших пяти лет. Очень актуальная для Якутии тема, где до многих населенных пунктов «только самолетом можно долететь».
Причем, долететь с каждым годом становится все сложнее и сложнее, а вскоре  вообще станет невозможным – Росавиация запрещает эксплуатировать воздушные суда Ан-24 и Ми-8, не оборудованные системой раннего предупреждения приближения к поверхности земли и системой предупреждения столкновения самолетов в воздухе. Ресурс этих самолетов на грани – технику нужно обновлять.
Вот в этой подпрограмме «Воздушный транспорт» и прописано, как, на что и когда нашим двум государственным авиакомпаниям («Якутия» и «Полярные авиалинии») предстоит развиваться и обновлять воздушный парк.
Программа написана хорошо, с учетом всех деталей. Согласно ей, «в части оптимизации авиаперевозочной деятельности в республике планируется укрупнение региональных авиакомпаний в сочетании с их оптимальной специализацией по видам воздушных перевозок и авиаобслуживания отраслей экономики путем передачи активов Мирнинского авиапредприятия АК «АЛРОСА» (ОАО) авиакомпаниям «Якутия» и «Полярные авиалинии».
Техническое перевооружение парка воздушных судов имеет приоритетное значение в условиях существующего высокого износа авиационной техники парка республиканских авиакомпаний…
В прогнозном периоде подпрограммой предусматривается обновление республиканского парка воздушных судов путем поставки региональным авиакомпаниям на условиях лизинга (операционного и финансового) магистральных и региональных пассажирских самолетов, а также воздушных судов малой размерности отечественного и иностранного производства, в том числе на условиях прямой покупки».

Разумеется, приобретаться техника будет за счет бюджета республики – сами авиакомпании таких расходов просто не потянут. И потому в программе ясно и четко прописано сколько, когда и какой именно техники будут оплачивать налогоплательщики Якутии. По программе, за счет бюджета планируется приобрести: 10 Боингов разных моделей, 6 СуперДжетов 100, 14 Ан-140 (или аналогичных), 4 Ми-8, 2 Л-410, 5 швейцарских PILATUS P-6 (или канадских DHS-3) и 4 легких вертолета Eurocopter AS 350 B (или аналог Bell-206B на общую сумму в 20 с половиной (!) миллиардов рублей.
А чтобы деньги расходовались рачительно, президент Якутии Егор Борисов лично обратился к премьер-министру России Владимиру Путину с таким предложением – «в целях снижения эксплуатационных расходов и ремонтных издержек профильные федеральные ведомства должны дать регионам четкие единые рекомендации по типам воздушных судов, рекомендуемых для внутренних авиаперевозок на всей территории страны».
Однако вместо того, чтобы заботиться о всероссийских авиатранспортных проблемах, Егору Афанасьевичу следовало бы обратить внимание на вверенную ему Якутию, где в авиации творятся не поддающиеся никаким объяснениям вещи.

Не успели просохнуть чернила на президентском указе об утверждении программы, как министр транспорта Якутии Семен Винокуров в своем интервью газете «Якутия» от 29 октября 2011 года заявил, что стоимость Ан-140 его не устраивает и что – «в результате выбран тип канадского самолета DHC 8–300. Самолеты планируется приобретать по схеме операционного лизинга сроком на шесть лет. В настоящее время ведутся окончательные переговоры с потенциальным лизингодателем «Nordic Aviation Capital» (Дания) и компанией Bombardier о поставке самолета в декабре 2011 года и трех — в 2012 году».
А 20 декабря 2011 года руководитель «Полярных авиалиний» Андрей Корякин раскрыл свои планы по обновлению парка компании. Оказывается, до конца этого года «полярники» получат один грузовой самолет Ан-26 (самолет будет взят в лизинг при поддержке ЗАО «Россахализинг»), в январе 2012 придет четвертый самолет L-410, а в марте планируется перегон с завода из Австрии нового самолета Diamond Tundra. Помимо этого, авиакомпания планирует приобрести вертолет Robinson R-66. Но это еще не все! «Самой главной новостью следующего года, – пишет в своем обращении Андрей Корякин, опубликованном на официальном сайте компании, – может стать начало эксплуатации нового самолета – китайского аналога Ан-24 – Ма-60. В январе он прилетит в Якутск для проведения испытаний в условиях низких температур. С 2008 года мы ведем тесное плодотворное сотрудничество с компанией-производителем, верили в успех этого проекта. В следующем году планируем приобретение этих самолетов и начало работы. Он придет на смену стареющим ВС Ан-24».

Вы заметили, что ни один из заявленных нашими транспортными руководителями типов самолетов в Государственной программе не значится? Получается, что в госпрограмме одни машины, а на самом деле закупать планируется совсем другие
Вот тут появляется много вопросов к авторам госпрограммы. Потому что неясно, зачем они вообще ее писали, если в реальности будет происходить совершенно другое? Непонятно также, почему эту «залепуху» своим указом утвердил президент, который хотя бы приблизительно должен знать, что происходит в жизненно важной для республики отрасли?
Про какое разнотипье Егор Афанасьевич говорил Владимиру Путину, если в Якутии скоро будет летать такое разнообразие техники, что в глазах рябить начнет. А уж про цену или эксплуатационные характеристики и говорить смешно.
Например, тот же DHC 8–300 на Западе считается устаревшим и уже снимается с эксплуатации. А в китайских МА-60 принят китайский стандарт веса пассажиров – коммерческая загрузка у него меньше, чем у Ан-140, а кресел установлено больше. Значит, в наших условиях летать этот «китаец» будет полупустым, и, кроме того, его американские двигатели вызывают очень много вопросов по обслуживанию. При этом каталожная цена новых DHC 8–300 начинается от 17 млн долларов, китайских МА-60 – от 15 млн долларов.
Для Якутии авиация – важнейшая стратегическая отрасль, имеющая огромную экономическую и социальную значимость. Ошибок в управлении ею быть не должно. А у нас даже на уровне госпрограмм царит неразбериха. Кто, в конце концов, отвечает за происходящее в республиканском авиатранспортном хозяйстве и откуда берутся эти несогласованные решения ценой в сотни миллионов долларов?

Александр ЗЛОБИН.

P.S. А может быть все значительно проще? На закупку техники планируется направить полмиллиарда долларов и даже небольшие комиссионные в несколько процентов от этой суммы могут составить очень неплохой гешефт. Потому такой и разнобой получается, что каждый руководитель договаривается там, где ему проще и выгоднее…

P.P.S. А в это время президент республики Егор Борисов гордится программным бюджетом и, озабоченный всероссийскими делами, задает вопросы Владимиру Путину…


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question