Сегодня: 20.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Чемпионы для президента

18.06.2013

Знаете, откуда пошло слово «чемпион»? В Темные века (ранее Средневековье) существовал институт этих самых чемпионов при королях. Очень нужная была вещь, поскольку право воина позволяло любому вызвать правителя на судебный поединок, если не представлялось возможности иначе добиться справедливости. А поскольку далеко не каждый король рождался богатырем-душегубом, то величества имели право выставить против вызывающего своего чемпиона, обученного профессионально шинковать людей в капусту.

Сегодня отдельные кадровые решения и действия, которые предпринимает Егор Борисов, очень напоминают попытку обзавестись своими «чемпионами». Причину мы с вами знаем — скоро 2015 г…

Прежде всего очень сильно обращает на себя внимание кадровый подбор, наметившийся в последнее время, даже, скорее, в последние недели.

К примеру, на пост уполномоченного по правам человека президент предлагает бывшего прокурора-обвинителя Алексея Ефимова. В минувшую пятницу его утвердили депутаты Ил Тумэна. Уполномоченный по правам человека имеет право защищать в том числе граждан, подвергающихся уголовным преследованиям.

На пост главы департамента по противодействию коррупции, куда, по собственному признанию Борисова, он не мог найти «кристально чистого» человека почти полгода, — поставили бывшего опера, главу ОБЭП республики Александра Готовцева. Указ подписан 28 мая. Данный департамент должен проверять факты о коррупции и предоставлять президенту проекты решений.

По неофициальным данным, бывший силовик с юридическим образованием присмотрен и на пост уполномоченного по правам предпринимателей, который затачивается в первую очередь на работу с предпринимателями, подозреваемыми в совершении экономических преступлений. Закон принимается прямо сейчас, и принятие активно сопровождают подковёрные схватки и скандалы.

Из мелочей: в секретариат президента пристроен Игорь Николаев, бывший директор муниципальной газеты «Эхо столицы», известный по сути двумя вещами: 1) тем, что за время своего директорства едва не развалил газету издание, из которого сбежала часть коллектива вместе с редактором (ныне — редактор правительственной «Якутии»); 2) тем, что является сыном известного аналитика и политтехнолога Ивана Николаева, который приписывает себе «свержение Штырова» и который действительно вёл против него серьезную агитационную кампанию. Помимо прочих талантов, Ивану Николаеву приписывают тесное сотрудничество с органами под агентурной кличкой Боло.

Трудоустройство сына делает его как минимум нонкомбатантом отца…

Иван Николаев “Боло”

Резюмируя: у вас не возникает впечатление, что Егор Борисов создает вокруг себя настоящий защитный пояс, укомплектовывая государственные структуры силовиками и технологами? То бишь людьми со специфичными навыками, связями, контактами и знанием принципов функционирования правоохранительной системы.

С какой целью? Ну, например, чтобы разваливать (вмешиваться, давать иную трактовку событий и иную оценку) скандальные дела или на опережение работать по скандальным публикациям в СМИ. Вот как в деле с Подголовым получилось.

Но и это не всё.

Последние два-два с половиной года за президентом республики Егором Борисовым замечается всё возрастающее желание держать руку на пульсе везде и всюду. И ладно, касалось бы это только административно-хозяйственных вопросов! Но предметом настойчивого желания контролировать регулярно становятся общественные и информационные структуры. А в последние месяцы это желание заметно обострилось.

О, президент Борисов сделал четкие и ясные выводы из судьбы своего предшественника Вячеслава Штырова, который вчистую проиграл информационную войну против себя и в какой-то момент просто превратился в одного из самых нелюбимых политиков республики («распродал всю Якутию» и прочее в том же духе), поэтому сейчас он активно формирует свою собственную «общественность».

Свой «общественный контроль»

В середине мая текущего года на сайте Общественной палаты республики появился проект закона об общественном контроле. Общественный контроль — это возможность гражданского общества оказывать влияние на деятельность органов власти и хозяйствующих субъектов в той части, в которой они затрагивают общественные интересы, права и свободы человека. Судя по всему, проект будет рассматриваться на июньской сессии Ил Тумэна — последней для этого созыва.

Субъектом законодательной инициативы выступает президент Якутии.

Если внимательно приглядеться к проекту закона, то становится очевидным, что вводит он не столько общественный, сколько «общественно-президентский контроль». Потому что главным субъектом этого контроля в республике становится комиссия по общественному контролю при Общественной палате. Комиссия формируется Общественной палатой (пропрезидентской по умолчанию) на два года и по согласованию с президентом, а общественных представителей он сам и назначает.

Напомним, что сама Общественная палата, утвержденная в апреле 2011 г. (задумывалась как народное представительство при органах власти), являет собой абсолютно пропрезидентский орган — 50% состава палаты президент назначает лично, а остальные 50% выбирает первая половина.

Таким образом, попытки общества контролировать власть планируется осуществлять под чутким присмотром главы этой самой власти.

Кстати, второй по «главности» субъект общественного контроля, как следует из президентского закона, — общественные представители президента в муниципалитетах. Это еще одна навязчивая идея Борисова — обставляться представителями, советниками, помощниками.

Председатель ОП Василий Иванов

В 2011 г. президент Борисов ввёл в республике институт официальных представителей президента в муниципальных районах (для начала их было четыре), которых в преддверии выборов направил в проблемные улусы, где результаты предыдущих выборов, скажем так, огорчали власти. Например, такие как Булунский и Нерюнгринский. Там «официальные представители» быстро переквалифицировались в кандидатов в главы…

А ведь, помимо института представителей (официальных, общественных и еще Бог знает каких), есть институт советников и помощников — на общественных началах и без. Президент не отпускает от себя даже бывших руководителей государственных СМИ, которые слишком много знают и могут найти работу в неконтролируемых печатных структурах. Бывший редактор «Саха Сирэ» — советник президента, бывший редактор ЯСИА — советник президента, бывший редактор «Якутии» — советник премьер-министра Галины Данчиковой…

Контроль за СМИ

Теперь о СМИ.

Ровно год назад Егор Борисов пытался создать орган (снова общественный) для контроля за прессой. Глава республики дал установку Общественной палате сформировать структуру, которая выступала бы общественным цензором в отношении тех или иных публикаций, влекущих за собой большой резонанс. Об этом было заявлено 15 июня 2012 г.

«Общественность республики должна иметь возможность цивилизованно выражать свое отношение к явно тенденциозным журналистским материалам. Давать этическую и моральную оценку тем или иным спорным публикациям мог бы некий независимый орган, созданный, например, при Общественной палате».

Пресловутый «независимый орган при Общественной палате» пытались создать под чутким руководством администрации президента и правительства, но что-то не заладилось. К примеру, член палаты Леонид Левин заявил, что в случае его создания он просто выйдет из ее состава.

Вопрос отложили до лучших времен.

Афанасий Ноев

А ситуацию со СМИ в целом откладывать не стали. Ею, наоборот, занялись вплотную, но с другой стороны. В конце 2012 г. был создан государственный медиа-холдинг «СахаМедиа», объединяющий печатные СМИ, финансируемые из бюджета (процесс объединения продолжается и сегодня). А в текущем, 2013-м, власти попытались поставить во главе Союза журналистов республики своего человека, собственно журналистом никогда не работавшего.

Кандидатуру Афанасия Ноева на пост председателя СЖР продавливали как могли, оказывая масштабное давление на все зависимые СМИ, но здесь коллеги даже из госСМИ неожиданно проявили характер и проголосовали за прежнего председателя Галину Бочкареву. И это при том, что накануне второго голосования, в начале мая Егор Борисов встречался с коллективами госСМИ (официально — по случаю Дня радио, но позвали всех) и прельщал в том числе и рублем. Обещал, что зарплату им поднимут «до средней по региону» (а это 40 тыс. рублей).

Независимо-зависимые

За СМИ последовали институты уполномоченных.

До недавнего времени в республике их было два — по правам человека и по правам ребенка. Первого назначает парламент, второго — президент (закон был принят при Вячеславе Штырове). Разницу в статусах между самостоятельным омбудсменом и омбудсменом, должность которого правильно было бы писать «уполномоченный по правам ребенка ПРИ президенте РС(Я)», можно прочувствовать даже по главной странице официального портала органов власти республики (sakha. gov.ru).

На ней просто нет упоминания омбудсмена по правам ребенка… это не самостоятельная структура, а часть администрации президента с красивым названием.

Нынче готовятся к появлению еще два института уполномоченных — по правам малочисленных народов Севера и по защите прав (или по делам) предпринимателей. В обоих случаях уже есть законопроекты, внесенные Егором Борисовым как субъектом законодательной инициативы в Ил Тумэн. В обоих случаях принципиально ставится вопрос о том, чтобы омбудсменов назначал своим указом именно президент.

Опять всё та же навязчивая идея: все процессы должны идти под чутким присмотром.

Уполномоченный по правам человека Алексей Ефимов

Но даже этого мало!

По информации из ДП-1, в администрации президента и правительства разрабатывается положение, по которому у четырех разных уполномоченных будет единый, общий аппарат. Делается это якобы в благих целях — для экономии бюджетных средств (а иначе каждый аппарат будет обходиться республике в 7 с хвостиком миллионов в год). Увы, саму идею независимых органов, осуществляющих надзор за соблюдением прав граждан в разных сферах, такое положение убивает на корню. Единый аппарат означает, что все обращения граждан должны будут стекаться в одну структуру, формально подотчетную АПиП, где и будет решаться, что и кому отдать для отработки.

А если вспоминать дальше, то и это не всё!

 

 

Виталий ОБЕДИН, “Якутск Вечерний” № 22 от 7.06.2013 г.

 

 

P.S. В 2011 г., к примеру, Егор Борисов попытался добраться и до судейского корпуса. Президент инициировал законопроект, по которому именно он должен был предлагать на утверждение кандидатуры мировых судей. На сегодняшний день это нижний уровень судебной системы и фактически единственная ее часть, которая проходит какую-никакую процедуру выборов. Кандидатуры мировых судей предлагает для утверждения парламентом судебный департамент, а голосует за кандидатов парламент. Через мировых судей (в числе прочего) проходят рассмотрения административных нарушений, связанных с избирательными кампаниями…

Этот случай стал едва ли не единственным, когда парламент занял жёсткую позицию и отказался отдать Борисову под контроль процедуру назначения еще и судьи.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question