Сегодня: 20.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

TikTok покорит российскую тайгу и тундру

7.04.2021

Министры привлекут тиктокеров, чтобы рассказывать всему миру, какое светлое будущее ждет Дальний Восток 

В 2013 году глава государства Владимир Путин объявил Дальний Восток приоритетом на весь ХХI век. Прошло почти восемь лет, целых восемь лет, но за это время жизнь на Дальнем Востоке не только не улучшилась, а ухудшилась.

О том, что политика государства, решившего позаботиться об отдаленной территории, провальная, говорилось не единожды. Но мало кто обращал внимание на эти слова и высказывания — складывалось впечатление, что курирующему вице-премьеру Юрию Трутневу выписан такой карт-бланш, что хватит до конца этого самого ХХI века.

Даже события в Хабаровске, когда десятки тысяч граждан ежедневно выходили на протяжении многих месяцев на улицы, не привели ровным счетом ни к чему. Все, что делалось на Дальнем Востоке, так и продолжается — создание территорий опережающего развития, раздача дальневосточных гектаров (теперь уже по второму кругу), предоставление льгот и преференций предприятиям, проведение форумов, собраний, совещаний и так далее.

Хотя абсолютно всем давно уже стало ясно, что эти меры не приносят результата и не приводят ни к каким улучшениям. Президент проводит совещание за совещанием, выпускает указы, раздает поручения, а дело с места не движется. Наоборот, все хуже и хуже.

И вот, наконец, свершилось — президент Российской Федерации решил проанализировать происходящее на Дальнем Востоке. Владимир Путин дал поручение разобраться, что делается на Дальнем Востоке, и какой это приносит результат. Или не приносит — в этом случае, сказал президент, надо понять, почему.

Параллельно премьер-министр Михаил Мишустин провел совещание по Дальнему Востоку и возмутился тем, что его поручения, которые он давал более чем полугода назад по время поездки в макрорегион, до сих пор не выполнены. Мишустин потребовал навести порядок «в вопросах исполнительской дисциплины».

Буквально разбор полетов по всем фронтам. Хочется верить, что причиной тому послужили не какие-то внутренние склоки в правительстве России, а вполне конкретные цифры — коренное население продолжает покидать Дальний Восток. Так, на 1 января 2019 года здесь проживало 8 189 тысяч человек, на 1 января 2020 года — 8 167 тысяч человек (минус 21,3 тысячи), на 1 января 2021 года на Дальнем Востоке живет 8 124 тысяч человек (минус 43 тысячи).

То есть тенденцию к опустению Дальнего Востока, несмотря на все усилия, остановить не удалось. Поэтому лучше поздно, чем никогда задуматься над тем, что происходит, и сделать выводы, понять, на что уходят триллионы бюджетных денег.

Хотя, на мой взгляд, тут все очевидно. Достаточно послушать, что говорит молодой и перспективный руководитель Минвостокразвития Алексей Чекунков. Он считает, на Дальнем Востоке, например в Якутии, неплохо было бы на дальневосточном гектаре поставить базу для тиктокеров (блогеров TikTok), чтобы популяризировать саму идею предоставления земли в этом отдаленном макрорегионе.

Многим это предложение показалось очень смешным. Но, увы, все как в той поговорке — это было бы смешно, если не было бы так грустно. Потому что такие предложения отражают образ мышления чиновников, которые отвечают за развитие Дальнего Востока. Им, видимо, кажется, что надо хорошенько пропиарить Дальний Восток, рассказать всем, какой он крутой и привлекательный, и тогда все поедут сюда.

Эти «пиарщики» во главе с вице-премьером Трутневым соревнуются в словесных выражениях, которые, по их мнению, должны подействовать как заклинание на россиян. «Дальний Восток — стена, витрина России, а крыша — это Арктика», — сказал на совещании с президентом Алексей Чекунков. А Владимир Путин тем временем спрашивал про медицину, про то, почему дальневосточная ипотека привела только к росту цен на жилье, про цены на сельхозпродукты. Нашел, с кем говорить президент, с министром, у которого в голове база для тиктокеров…

Впрочем, дело даже не в этом разговоре. Сдается, и сам президент не понимает, почему столько принято правильных и хороший решений, столько всего делается, по крайней мере, на бумаге, а ничего не получается.

Корень проблемы, очевидно, в том, что «развитием» Дальнего Востока занимается человек, который не способен на созидательные действия и решает совершенно другие вопросы. Речь идет о вице-премьере Трутневе.

чекунков трутнев

Проблемы Дальнего Востока далеки от него, он напрочь оторвался от действительности. Возможно, когда-нибудь Владимир Путин дойдет до понимания, кому он поручил управлять Дальним Востоком. Лишь бы поздно не было.

Но даже если бы поставили поднимать Дальний Восток и Арктику другого человека, то что же делать, как устроить все так, чтобы люди не уезжали?

Спросите любого дальневосточника — что ему нужно, чтобы он свое будущее продолжал связывать с родным краем? Все просто — хорошая работа, заработная плата выше среднего по стране (потому что жизнь здесь дороже и суровее), нормальное медицинское обслуживание, возможности получения качественного образования для ребенка, недорогие авиабилеты и так далее. То есть жизнь здесь должна быть привлекательнее, чем в центральной части России.

Что-нибудь из этого получили дальневосточники благодаря вниманию к региону? Мизер. Жизнь становится только дороже и сложнее. Авиабилеты все дорожают, несмотря на выделение субсидий и создание единой дальневосточной авиакомпании. Цены на продукты подскочили — так, что Путин поручил разобраться с этим. Здравоохранение загибается — квалифицированные врачи покидают регион. И так далее.

Но есть чуть ли не единственный пример, когда одному региону Дальнего Востока удалось резко вырваться вперед. Речь идет о Якутии.

В 2006 году по поручению Владимира Путина здесь была разработана Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года (Схема-2020). Это была не какая-нибудь филькина грамота, которая в виде стратегии имеется сейчас у каждого региона или деревушки. Это был реальный рабочий документ, над которым трудились ученые республики и страны, и в котором есть четкие индикаторы поставленных целей. Кроме того, этот документ был утвержден на заседании правительства Российской Федерации, что сразу сделало его весомым, действенным.

Разумеется, одного утверждения документа было мало, надо было двигаться, работать. Тогда в Якутии президентом был Вячеслав Штыров и ему вместе с командой удалось по нынешним меркам почти нереальное. Правительство субъекта умудрилось пролоббировать прохождение трассы нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» по территории региона, началась масштабная разработка угледобывающих месторождений, золоторудных, газовых и так далее. Был создана Восточная газовая программа, которая предусматривала ввод в эксплуатацию Чаяндинского газоконденсатного месторождения («Сила Сибири») и газификацию субъектов Дальнего Востока.

Началось активное строительство железной дороги до Якутска, автодорог, были построены сотни километров линий электропередачи. И это далеко не все из того, что было сделано для промышленного освоения Якутии. Параллельно шло активно развитие агропромышленного комплекса, строительство средних специальных учебных заведений для будущих специалистов-промышленников, развитие здравоохранения, объектов культуры и тому подобное.

Это был реальный рывок в развитии Якутии, который привел к увеличению экономических показателей и росту благосостояния граждан.

Не так давно в республике решили подвести итоги реализации этого стратегического документа. Что тоже само по себе удивительно, так как в целом по стране уже давно никто не анализирует никаких программ и не подводит никаких итогов. Наоборот, городят новое, лишь бы не отчитываться за несделанное.

По словам министра экономического развития Якутии Майи Даниловой, за 2005 — 2020 годы в республику привлечено 3 трлн. 400 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что в 5,4 раза выше инновационного варианта Схемы-2020. Но главное в том, что рост денежных доходов населения увеличился в 3,1 раза, а основной показатель ожидаемой продолжительности жизни в 2020 году составил 73 года, что на 9% выше инновационного сценария Схемы-2020. Как сделало вывод якутское правительство, это говорит о том, что качество жизни граждан республики изменилось в лучшую сторону.

Конечно, не все так радужно — некоторые проекты стратегического документа Якутии так и остались на бумаге, некоторые были перенесены в другие регионы. Но факт остается фактом — в отдельно взятом регионе Дальнего Востока в определенный период времени стартовали проекты даже не регионального и не российского, а международного масштаба. И в целом в республике была создана экономическая база, на которую регион опирается до сих пор.

сила сибири фото ptr-vlad.ru-

Значит, все-таки возможно реальное (а не фиктивное) развитие Дальнего Востока? Как видно, абсолютно возможно.

Но ключ к решению должен заключаться вовсе не в раздаче кусков земли или преференций отдельным предприятиям, а в комплексном развитии территории для живущих там людей. То есть когда движение начинается единовременно и по всем фронтам, все между собой взаимосвязано и взаимоувязано. Тогда и эффект получается, как сегодня модно говорить, мультипликативный.

И, естественно, упор нужно делать в первую очередь на развитие инфраструктуры — строительство автодорог, железных дорог, развитие авиационного и речного транспорта, строительство энергообъектов и так далее. На Дальнем Востоке эти вопросы — самые острые. Сложно думать о развитии макрорегиона, когда нет нормальной транспортной связи между населенными пунктами. Вот потому-то в совокупности с решением этих вопросов якутская программа развития дала результат.

Когда правительство республики подводило итоги реализации Схемы-2020, нашлись и те, кто посчитал такой путь развития регионов устаревшим. Академик Сибирского отделения Российской Академии наук Валерий Крюков назвал его, образно говоря, минерально-сырьевым, то есть вчерашним днем. По его мнению, именно сервисная экономика сегодня актуальна и нужно двигаться именно в этом направлении.

Сложно сказать, чем руководствовался академик, выдвигая такое предложение. Ведь когда не решены элементарные вопросы с дорогами и снабжением электроэнергией, говорить о какой-то новомодной сервисной экономике не приходится. Но здесь важно другое: раз уж академик считает, что путь развития регионов Дальнего Востока в сервисной экономике, то что говорить о Трутневе с Чекунковым?

Получается, что весь вопрос в том, что отдельные академики, госуправленцы подходят к решению поставленной президентом задачи умозрительно. Они берут какие-то зарубежные лекала и пытаются их применить к развитию огромного макрорегиона без учета тех реальных обстоятельств, в которых он находится. Делают что-то, чтобы делать, а не чтобы добиться результата. Потому его и нет, и потому президенту страны спустя восемь лет и триллионы потраченных бюджетных средств приходится разбираться в том, что происходит.

Но как показывает уже пройденный Якутией опыт, комплексное развитие территории на Дальнем Востоке более чем возможно. Нужно только трезво смотреть на вещи и хотеть чего-то добиться.

Жаль только, что людей, способных и желающих это делать все меньше, так как у них отбивают всякое желание работать в органах власти. Ведь там сегодня теперь правят бал «трутневы» и «чекунковы»…

Юлия Орлова. 

Источник: “Свободная Пресса“.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question