Сегодня: 29.03.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Правовой нигилизм и попустительство местных властей Якутии вылились в скандал

4.02.2019

YKTIMES.RU – Из-за записи детей в первые классы на 2019-2020 учебный год Якутия попала под гневный словесный огонь федеральных политиков и федеральной прессы. В сущности, из-за правового нигилизма руководства одной школы всю республики обвинили в ущемлении прав русскоязычного населения. В рунете и якнете эмоции зашкаливают, отмечает сайт Aartyk.ru.

Отбросив все эмоции, предлагаем спокойно разобраться в причинах возникновения скандала.

Анна Валерьянова, политолог, эксперт Aartyk:

— По федеральному законодательству в сфере образования, каждый родитель имеет право выбирать школу для обучения своего ребенка и язык его обучения, а государство в лице исполнительной и муниципальной власти для этого должно создать все условия. Одно из них – это издание распоряжения главы муниципалитета (учредителя учебного заведения) о прикреплении за школами адресов (жилых кварталов, микрорайонов, улиц, переулков и т.д.).

Родители, имеющие прописку по указанным адресам, должны отдать своего ребенка в 1 класс в эти школы, т.е. согласно прикрепленному участку. Например, если ребенок с родителями, опекунами проживает в районе школы №20, то для поступления в первый класс в феврале подается заявление только в эту школу. В заявлении родители указывают, на каком языке будет обучаться ребенок. Родитель имеет право подавать заявление в другую школу – это законом не возбраняется. Но его ребенок может поступить туда только при наличии свободных мест. А как всем известно, в городе Якутске из-за внутренней миграции последних лет мест в школах катастрофически не хватает. Еще раз повторимся, детей по прописке принимают только в первые классы. Для “новичков”, поступающих в следующие классы, этот закон не распространяется, и они поступают в школу только при наличии свободных мест. Это надо учесть не только родителям, но и, в первую очередь, директорам городских школ, так как у некоторых из них по факту хромает юридическая грамотность.

Что стало причиной занять вчера Якутии лидирующее место в информационном поле? Это, скорее, произошло с попустительства местных властей и правового нигилизма некоторых, а также из-за безответственного отношения руководства городского управления образования и руководства школы “Айыы кыһата”. Все заявления родителей, чьи дети поступают в первый класс и которые имеют прописку в 203 микрорайоне, обязаны были принять и зафиксировать, как того требует нормативный акт Министерства образования РФ. Руководство школы не имеет право отказывать в принятии заявлений от родителей.

После старта подачи заявления ( 2 февраля) через 14 дней (16 февраля) директор школы обязан издать приказ о принятии детей в первые классы. Стандартный класс формируется 25 учениками.

В зачислении детей в первый класс имеет важность очередность подачи заявления родителями. Например, гр. Иванова подала заявление 2 числа утром, а Петрова 2-го вечером или еще позднее. Ребенок Ивановой, допустим, при этом становится 25-м учеником в классе, а ребенок Петровой 26-м. Руководство школы имеет право отказать гр. Петровой в принятии ее ребенка в первый класс, мотивируя тем, что класс уже укомплектован. Это законный отказ. И если даже условная Петрова обратится в прокуратуру с жалобой, ей ответят так же – директор имеет право отказывать, так как класс уже укомплектован.

Далее следующий шаг. Заявление Петровой и других родителей, чьи дети не попали в первый класс этой школы, руководство школы передает в управление образования города. А управление образования города обязано найти школы для этих детей.

Именно в незнании последовательности нормативных актов кроется причина вчерашнего скандала. Руководство управления образования и школы повели себя политически некорректно. Школа должна была доложить о создавшейся ситуации учредителю – управление образования, а не привлекать родительскую общественность, подогревая некомпетентными и эмоциональными комментариями. Решить нехватку мест в первые классы — это дело властей, а не родителей. И тем более заявлять, что будут принимать в школу детей только с якутским языком обучения это, по крайней мере, абсурд.

Всеволод Матуев, политолог, эксперт Aartyk:

— В Российской Федерации все общеобразовательные учреждения, что государственные, что частные школы, в обязательном порядке работают по ФГОСу — федеральному государственному образовательному стандарту. Все частные школы за выполнение государственного заказа (ФГОС) получают средства из бюджета, за остальные расходы – ремонт, содержание, охрана, питание, дополнительные задания, продленки и пр. услуги – школа собирает взнос от родителей. В Москве обучение в частной школе в среднем родителю обходится в 250 тыс. рублей в год.

Во всех школах национальные языки обучаются в добровольном порядке. Родители о языке обучения ребенка должны заявить руководству школы письменно. Поэтому в начальных классах дети, которые изучают национальные языки и литературу, обычно вместо пятидневки учатся шесть дней в неделю, так как преподаваемых часов становится больше, нагрузку растягивают на шесть дней. Это логично, если учебный процесс строится по обоюдному согласию родителя и школы.

В рамках ФГОС, школы совместно с родителями составляют образовательную программу. Из этой программы около 70 процентов – федеральная (всероссийская стандартная) составляющая, т.е. требования и стандарты обязательного характера. Оставшиеся около 30 процентов — это, так называемая, «внеурочная деятельность”, которая имеет пять направлений. Педколлектив совместно с родителями должен выбрать вид внеурочной деятельности. Например, какая-то школа углубленно преподает точные науки, какая-то иностранные языки, какая-то национальные языки, литературу, культуру или физкультуру и так далее. Я полагаю, что школа “Айыы кыһата” всю внеурочную деятельность выделила на углубленное изучение родной культуры, языка и литературы. Это их законный выбор, и никто не имеет лишать такого права. Но это не означает, что руководство школы должно отказывать принимать в первый класс детей, прикрепленных к школе по месту жительства, ссылаясь на то, что обучение идет только на якутском языке.

И также другие русскоязычные школы не имеют право отказывать родителям будущих первоклашек, если они хотят обучать своих детей на родном — национальном языке. Даже если в школу, прикрепленную по месту жительства, поступит только одно-два таких заявления от родителей. Директор просто обязан принять ребенка (если есть место в классе) и дополнительно создать условия для изучения родного (национального) языка. Если понадобится, то по индивидуальному графику. Тем более, все остальные предметы все равно преподаются на русском языке, по русским учебникам. Заметим, это требование касается только первых классов.

Во всем важно придерживаться законов, а закон у нас не такой уж и плохой, поверьте. Директорам якутских школ следовало бы устроить юридический ликбез. Не думаю, что они умышленно переступают закон, это, скорее, от незнания законов. Но, с одной стороны, незнание закона не освобождает от ответственности, тем более на такой важной должности как директор школы. Из-за одного юридически некомпетентного руководителя пострадал весь имидж республики. Этот “косяк” будут напоминать очень долго и вытаскивать при каждом удобном случае.

Гаврил Дмитриев, преподаватель, эксперт Aartyk:

— О том, что назревает скандал в связи с открытием новой школы в 203 микрорайоне было известно еще год назад. Власти занимались популизмом, поддакивая и тем, и другим. Кандидаты на выборах различных уровней тоже вдоволь изгалялись, играя на национальных чувствах избирателей в этом микрорайоне. Власти на это смотрели сквозь пальцы, молчаливо наблюдая за всем этим. Именно с их попустительства и вылилось то, что мы сейчас наблюдаем.

В Якутске большая часть директоров школ сидят на своих должностях по 10-20 лет и даже более, есть целые семьи директоров. За десятилетия они “забронзовели” так, что воздвигнули себе памятники, личные интересы у некоторых стали преобладать над профессиональными. Только “белые” зарплаты директоров исчисляются сотнями тысяч, имеют по шесть и более заместителей примерно с такими же зарплатами. Представляете, сколько замов директоров школ по всей республике?! Если их оптимизировать – оставить одного заместителя по учебной части и одного по административно-хозяйственной части, то республиканский бюджет сэкономит 1 млрд рублей только на замах! Если чиновник в свою структуру возьмет родственника – коррупция, а в школах – династия.

Надо проводить ротацию кадров, заключать договоры с директорами только на 3 года. И только после соответствующей профессиональной аттестации продлевать с ними контракты. Директора школ тоже должны постоянно учиться, совершенствовать свои профессиональные навыки, знать законодательство, новые нормативные акты своей сферы. Только тогда мы можем рассчитывать на качественный уровень общеобразовательных учреждений.

Марианна Сыроватская, муниципальная служащая, эксперт Aartyk:

— По мнению некоторых родителей, школа «Айыы кыһата» должна учить только на якутском языке, так как это указано в уставе. Но, заметим, школа «Айыы кыһата» является муниципальной, бюджетной, а устав для всех школ практически одинаков, он должен соответствовать федеральному законодательству, т.е. язык обучения должен прописан или принят иным правовым актом. Школа должна учить на государственных языках, получается, что на русском и якутском. Оба языка имеют равные права. Для этого есть контролирующий орган Рособрнадзора. При выдаче лицензии образовательному учреждению устав проверяется. Получается, что наш контролирующий орган проморгал или некомпетентно провел устав школы.

Складывается впечатление, что руководство региона по данному инциденту больше оправдывается, чем ищет причины информационного всплеска. Со стороны руководства также не было реальной оценки чрезвычайному происшествию, когда дети самостоятельно ушли из садика «Туллукчаан». Лишь окриком, без тщательного изучения проблемы дошкольных учреждений не решить. В данном случае по указке родного министерства выкинули на улицу заведующую и воспитателя. Никто не говорит, что они не виноваты. Да, виноваты! А изучен ли вопрос, почему нет вахтера в садиках? Почему не выделяются деньги на видеокамеры и другие средства охраны? Это вопросы в большей степени к министерству образования республики.

Два вопиющих случая в сфере образования республики стали российским информационным трендом января. Понесет ли ответственность министр образования, который больше озабочен талантливыми детьми, чем повседневными проблемами образования?


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question