Сегодня: 26.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

АЛРОСА сократила капвложения и геологию ради покупки VIP-самолета для Иванова-сына?

27.06.2017

В разгар кризиса и сокращения уровня жизни населения России, госчиновники и руководители крупных госкомпаний принимают довольно “странные”, просто вызывающие решения. То “Роснефть” покупает ложечки за 15 000 рублей каждая, то АЛРОСА принимает решение о покупке самолетов с “салонами повышенной комфортности”…

Отставки и сокращения

16 июня 2017 года Наблюдательный совет АЛРОСА прекратил полномочия трех членов правления компании – Ильи Рящина, Сергея Пушкина и Валерия Серова.

Илья Рящин пришел в АЛРОСА из РЖД в 2012 году. С сентября 2014 года и до назначения предыдущего президента компании Андрея Жаркова в апреле 2015 года Рящин исполнял обязанности президента компании. В должности первого вице-президента он курировал финансово-экономический блок АЛРОСА. Срок действия его контракта с компанией истек год назад, и продлен не был, однако он оставался членом правления компании.

Сергей Пушкин в должности вице-президента курировал деятельность дочерних предприятий и проекты АЛРОСА в Африке. В апреле он был переведен с поста вице-президента на должность советника главы компании. Валерий Серов был главным геологом компании. Начав трудовой путь в Якутии молодым сотрудником Амакинской экспедиции, он проработал в АЛРОСА 36 лет из них 5 – на посту главного геолога. В мае 2016 года был отправлен на пенсию.

До этого АЛРОСА сотрясла череда громких отставок топ-менеджеров. В апреле компанию покинул Олег Петров, глава Единой сбытовой организации (ЕСО) АЛРОСА. Он пришел в АЛРОСА в сентябре 2015 года, сначала на должность советника экс-президента компании Андрея Жаркова, позднее возглавил ЕСО. До АЛРОСА он работал в «Уралкалии». Должность главы ЕСО вакантна до сих пор – на сайте компании в качестве и.о. директора указан Юрий Окоемов.

4 мая, стало известно о том, что алмазодобывающую компанию покинул ее вице-президент Ринат Гизатулин. Его последний рабочий день, как рассказали РБК в АЛРОСА, был 28 апреля. При этом отвечать на вопрос, с чем связана отставка, сам Гизатулин тогда отказался.

22 мая стало известно, что еще два вице-президента алмазодобывающей компании АЛРОСА — Елена Гангало и Александр Паршков — ушли в отставку. Паршков, как уточняется на сайте предприятия, курировал в АЛРОСА закупочную деятельность. Гангало, в свою очередь, отвечала за финансово-экономическую политику. Бывший заместитель министра сельского хозяйства РФ Елена Гангало на этой должности проработала менее года, но успела получить производственную травму – попала под обвал на шахте «Удачная».

Как пояснили в АЛРОСА: «Они самостоятельно приняли все решения об уходе», отметив, что «какое-то время» Гангало и Паршков продолжали работать на предприятии «для того, чтобы ввести в курс дела руководство».

«В мае они официально покинули компанию», — рассказал представитель АЛРОСА.

Иванов-сын фото сайт Человек и природаКак видите, все отставки скоропостижны и маловразумительны, а Валерия Серова, можно сказать, выпихнули на пенсию в полном расцвете творческих, да и физических сил. Кадровые изменения произошли практически сразу после назначения на должность президента АЛРОСА сына экс-руководителя главы Администрации Президента РФ Сергея Иванова – Сергея Иванова-младшего.

На посту президента алмазодобывающей компании он сменил Андрея Жаркова. Напомним, на последнем собрании совета директоров в декабре Жарков проголосовал против сокращения в компании расходов на геологоразведку, платежей на возмещения вреда, снижения фонда оплаты труда работникам и капитальных расходов в 2017 году. За что и поплатился отставкой.

Сергей Иванов-сын, разумеется, не стал перечить акционерам, фонд оплаты труда, капзатраты и инвестиции в геологоразведку сократил.

Приятное слово – исключения…

На этом же заседании Наблюдательного совета было принято разрешение правлению компании выступить поручителем по договорам операционного лизинга двух воздушных судов Боинг-737-700 «Авиакомпании АЛРОСА». Кроме того, до Набсовета была доведена информация о заключенных договорах операционного лизинга других воздушных судов Boeing 737-800, а также о планах по модернизации парка воздушных судов АО «Авиакомпания АЛРОСА».

Как видите, дочерняя авиационная компания развивается, получает новые воздушные суда, и не о каком слиянии с авиакомпанией «Якутия» даже не помышляет. Хотя в свое время об этом очень много говорилось с высоких трибун. Более подробно о всей этой истории мы уже писали в статье «6 лет: промежуточные итоги «Договора о развитии АЛРОСА».

Но кроме договоров на лизинг Боингов на Набсовете было принято еще одно очень занимательное решение в области авиации компании. А именно в пункте 3 акционеры поручили президенту компании приобретение или аренду:

… воздушных судов только отечественного производства, в том числе с пассажирскими салонами повышенной комфортности, за исключением:

– турбореактивных самолетов с максимальным взлетным весом менее 38 000 килограммов и дальностью полета свыше 5 000 километров;

– с максимальным взлетным весом более 38 000 килограммов и дальностью полета свыше 12 000 километров;

– турбовинтовых самолетов с максимальным взлетным весом менее 5 700 килограммов и дальностью полета свыше 1 800 километров.

А теперь смотрим внимательно на эти исключения и соотносим их с техническими характеристиками импортных коммерческих пассажирских самолетов. А таких, попадающих под исключения, не так уж и много.

Максимальной взлетной массой свыше 38 000 кг и дальностью свыше 12 000 км. обладают Боинг 747-400ER, 747-8, 777-200LR, новейший Боинг-787 Dreamliner и AirbusA330-200, А340, а также новейшие А350 и супергигант А380. Это все. Самые ходовые Боинги 737 в эту лигу не попадают – дальность маловата.

Легких турбовинтовых коммерческих пассажирских самолетов максимальным взлетным весом менее 5 700 кг. и с дальностью полета свыше 1 800 км. тоже не так много. Если не брать во внимание снятые с производства в середине 80-х Сessna и Embraer 121 Xingu, то это Beechcraft King Air C90 GTi, Pilatus PC-12, SOCATA TBM и экзотический Piaggio P.180 Avanti. Это все, что есть на рынке и производится.

piaggio p180 avanti фото vzletim.aeroPiaggio P.180 Avanti

Столько ограниченный выбор связан, в первую очередь, с низкой экономической эффективностью эксплуатации легкого самолета малой пассажировместимости (6-9 пассажиров) с дорогим турбовинтовым двигателем. Поршневые аналоги намного дешевле. Поэтому все указанные модели изначально разрабатывались с расчетом использования как административные самолеты.

Ну а коммерческих пассажирских турбореактивных самолетов с максимальным взлетным весом менее 38 000 кг и дальностью свыше 5 000 км. импортная авиастроительная промышленность вообще не производит. Региональные турбореактивные Bombardier всех конфигураций и бразильский Embraer E-Jet E-190 не подходят по дальности.

В Набсовете АЛРОСА не дураки сидят, и документы для заседаний готовят не полные идиоты – лучше нашего разбираются в авиации. Несбыточные требования по региональному турбореактивному самолету специалисты компании точно бы не указывали в таких важных бумагах, как решения Набсовета. Мысль о том, что «Авиакомпания АЛРОСА» будет покупать Боинг 787 за $306 млн. или Airbus 380 за $489 млн. мне в голову как то не приходит, дорогие легкие турбовинтовые самолеты в российских условиях не прижились по экономическим причинам.

a380 фото airwar.ru

Airbus 380

Но тогда возникает закономерный вопрос – а для чего или для кого сделаны эти исключения? Ответ, на мой взгляд, прост. В установленные требования по взлетной массе, дальности и «салону повышенной комфортности» (не забыли про эту оговорку?) просто идеально вписываются бизнес-джеты.

Например, такой как турбореактивный самолет бизнес-класса категории «Midsize jets» Gulfstream G150: максимальный взлетный вес 11 839 кг. (менее 38 000 кг) и дальность 5 467 км. (свыше 5 000 км.) Или другой первоклассный джет класса «Long range jets» – Bombardier Challenger 605. Так же хорошо подходит под исключения Dassault Falcon 7X.

falcon 7x фото Avia.pro

Dassault Falcon 7X

А вот посолиднее – в категории свыше 38 000 кг. Это уже почти «Bizliners». Например, Gulfstream G650ER: максимальный взлетный вес 46 992 кг (свыше 38 000 кг) и дальность – 13 900 км. (аккурат свыше 12 000 км.). А можно посмотреть и на новейший Bombardier Global 7000/8000 – его как раз обещают к концу года начать продавать, заказы уже принимают. Впрочем, если ждать невмоготу, то можно и Global 6000 прикупить.

Глобал 6000

Global 6000

Ну а про то, что легкие самолеты просто идеально подходят под бизнес-джеты, я уже выше упомянул.

В категории бизнес-джетов выбор под указанные в решении Набсовета исключения намного шире, чем у пассажирских самолетов. Особенно в сегменте «Midsize jets», где коммерческих пассажирских самолетов с набором необходимых АЛРОСА требований сейчас вообще не производится.

Если исключения делают, то это значит кому-то нужно.

А то и вправду – сколько можно руководству АЛРОСА летать на старом-престаром Ту-154 VIP-салон. Пора бы и осовремениться. Тем более Сергей Иванов-младший это не какой-нибудь вам бедолага Жарков – это же СЫН!

Джет фото asrar7days.com

«Пассажирский салон повышенной комфортности»

Напомним подробнее за что был уволен Андрей Жарков: в декабре 2016 года он проголосовал против решения Набсовета АЛРОСА сократить расходы компании более чем на 10 млрд.рублей. В том числе:

– на долгосрочные финансовые вложения на 3 млрд. руб.;
– на платежи за возмещение вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами на 3 млрд. руб.;
– на оплату труда на 1,5 млрд. руб.;
– на капитальные вложения на 1,4 млрд. руб.;
– на геологоразведочные работы на 150 млн. руб.;

Новый президент компании, надо понимать, решение Набсовета исполнил, ФОТ работягам и капзтарты в производство сократил, средства сэкономил. А экономию теперь можно смело потратить на приличный джет. Такой как Global 6000 за $42 млн., или Dassault Falcon 7X за $35 млн. – выбор богатый и зависит только от желания заказчика и толщины его кошелька. Сейчас в АЛРОСА всегда найдется лишняя денежка на благое дело для руководителя компании.

А кризис это у лохов и прочего простого населения России у которого снижается реальный уровень жизни. У топ-менеджеров крупных государственных компаний и госчиновников кризиса нет.

Справка YKTIMES.RU:

«За» это сомнительное решение Набсовета АЛРОСА проголосовали: Павел Алексеев (генеральный директор АО «РИК»), Серегей Барсуков (глава департамента Минфина РФ), Егор Борисов (глава Якутии), Александр Галушка (глава Минвостокразвития), Мария Гордон, Евгения Григорьева (руководитель Минимущества Якутии), Галина Данчикова (депутат Госдумы), Андрей Жарков (бывший президент АЛРОСА), Валентина Лемешева, Василий Лукин (1-й замглавы Вилюйского улуса), Антон Силуанов (министр финансов РФ), Алексей Чекунков (генеральный директор «Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона»).
«Против» выступил Олег Гринько, и «воздержался» Павел Ульянов – они оба являются независимыми директорами, хотя и прошли по квоте Росимущества.

Владимир Нифонтов.

P.S. Два замечания. Первое, при покупке самолета самое главное – не забыть про соответствующие статусу икорницы и ложечки.

И второе. В Намибии De Beers алмазы со дна моря добывает, и руководству российской алмазодобывающей компании хорошо бы туда съездить, посмотреть. А для этой экспедиции как нельзя лучше подходит океанская яхта.

суперяхта фото novostivmire.com

Ну, в общем, вы поняли…


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


5 комментариев к “АЛРОСА сократила капвложения и геологию ради покупки VIP-самолета для Иванова-сына?”


  • Отправил Юрий Данилов (27.06.2017 )

    Как всё передёрнуто в статье!
    Затраты на геологоразведку правильно сокращаются, так как нужно хотя бы успеть выработать открытые и разрабатываемые месторождения до тех пор пока синтетические алмазы ювелирного качества вытеснят природные с рынка. Имеющихся запасов АЛРОСА хватит на 25-30 лет, т.е. почти до 2050г., а по мнению экспертов уже через 10-15 лет объемы производства синтетических алмазов сравняются с мировыми объёмами жобычи!
    А покупка самолётов для “Авиакомпании АЛРОСА” это назревшая ситуация, так как парк самолётов устаревает. И насчёт объединения с полубанкротом авиакомпанией “Якутия” не может быть и речи!

  • Отправил Авиатор якутии (27.06.2017 )

    Если бы автор был немного умней и в теме событий, то наверняка был бы осведомлен о директиве правительства РФ по поводу приобретения/аренде воздушных судов только российского производства.
    Как раз этот вопрос и был одобрен членами набсовета.
    По поводу объединения с Якутией это утопия. Для АЛРОСА авиация не только бизнес, но и транспортная безопасность, т.к. большой объем авиации используется для собственных нужд на территории деятельности группы. А Якутии нужен доступ к финансированию за счет Компании, бюджет уже трещит и не может больше закрывать дыры.

  • Отправил Таблетка для памяти. (27.06.2017 )

    Пункт 2.3 Договора о социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия): Стороны обязуются в порядке, предусмотренном законодательством и Уставом Компании обеспечить вынесение на рассмотрение Наблюдательного совета Компании вопросов, связанных с реформированием Мирнинского авиапредприятия…

    Егор Борисов:
    «Еще до подписания договора наша позиция по отношению к Мирнинскому авиапредприятию была озвучена, и присоединение МАПа к авиакомпании «Якутия» – выгодно Якутии».

    Договор подписан и действует.

  • Отправил Ха (27.06.2017 )

    Тоже мне нашли новость )))) В коммерсанте, новостях, медузе давно написали про эту директиву для випов, народ сразу просек фишку )))) Все сразу заметили эту лазейку.
    А вот если бы авиатор был умнее, то сразу заметил бы творческий подход алросников к директивам правительства. Медведевский документ предусматривает исключения для турбореактивных самолетов с максимальным взлетным весом менее 3,8 тонн и дальностью полета более 5 000 километров. Алросники сделали небольшую “ошибочку” в один нолик)))) Ага, совершенно случайно.

  • Отправил Аноним (27.06.2017 )

    Я могу предложить ложки 20-х годов прошлого века и подстаканники, подобные имеются в музее КГБ , из подобных пил чай Ф.Э.Дзержинский. Слабо выкупить?

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question