Сегодня: 22.10.17 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

«Бобик» сдох. Правительство Якутии держит ситуацию под контролем

12.02.2017

арктика фото CrimYakutia

Разбуди якутского чиновника среди ночи и он вам без запинки даст ответы на извечные российские вопросы: кто виноват и что делать? Ответы универсальны и годятся для любой ситуации: «виноват не я» и «дайте денег». 

– Пустуют и разваливаются еврохотоны?

– Виноваты крестьяне. Совещание провели, меры приняты, все под контролем. Дайте денег, построим новые.

Как грустно шутят читатели якутских сайтов:

Не беспокойтесь, еврохотоны же стоят, а то, что там коров нет, это не важно. Дали деньги-построили, скоро ветхие они будут, а коровами там и не пахло никогда. Время подходит на новые еврохотоны просить, а коровы тут не причём. Коровы это движимость, она может жить везде.

– Несколько лет простаивал, а потом вовсе сгорел рыбзавод в Чокурдахе?

– Виноват предприниматель. Совещание провели, меры приняты, все под контролем. Дайте денег построим новые – вот мы программу написали по поддержке местного производителя.

И так везде и всегда. Это теперь такой стиль.

Вот и в ситуации с провалом грузоперевозок по зимникам наши чиновники среагировали точно так же. Быстро нашли виноватых – погоду и энергетиков.

«Ситуация по недозавозу топливно-энергетических ресурсов в населенные пункты Усть-Янского района, сложившаяся на сегодняшний день, произошла из-за некомпетентности АО «Энерготрансснаб», – пишет государственное агентство ЯСИА со ссылкой неких анонимных перевозчиков.

При этом официальное издание, опять же со ссылкой не неназванных перевозчиков, особо подчеркивает:

Выступавшие отмечали, что ежегодно водители Усть-Янского района вывозили все объемы ТЭР на объекты жизнеобеспечения поселка Депутатский и села Сайылык с октября по декабрь на 80%, на котельную села Сайылык после открытия автозимника с ноября по декабрь – 35%. В настоящее время на объекты завезено 10% сырой нефти и каменного угля.

Хм… Странно, но раньше эта ситуация высокое начальство не волновала. Более того, такие запасы были запланированы, и ответственных за завоз волновало как раз отсутствие зимников. Вот как 19 декабря 2016 года на сайте того же ЯСИА прокомментировал ситуацию с открытием зимников Председатель Госкомитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения республики Юрий Зайцев:

– А как с запасами топлива и энергоресурсов?

– Беспокойство есть, они были спланированы до середины января – середины февраля. Надеемся, к тому времени автозимники будут открыты, пока задержка — на две-три недели.

В качестве наиболее проблемных он назвал Абыйский, Нижнеколымский, Среднеколымский и Верхоянский улусы. Усть-Янский даже не упомянул.

В своей статье «Запрограммированная чрезвычайная ситуация в Якутии», мы ведь не зря писали, что катастрофическая ситуация с зимниками в Якутии сложилась не сегодня. Она была запрограммирована всей системой бесхозяйственности и безответственности, созданной в республике.

И самое смешное, что об этом писали даже сугубо ответственные государственные СМИ, включая само ЯСИА. Разрешите предложить вашему вниманию выдержку из статьи «Скандал на дорогах Устьянья», опубликованной в официальной газете «Якутия» 19 февраля 2016 года. Ровно год назад. Статью даже публиковало на своем сайте ЯСИА.

На прошлой неделе представителям исполнительных и законодательных органов власти было направлено письмо за подписью 64 водителей, осуществляющих завоз угля и ГСМ по региональным дорогам Усть-Куйга – Депутатский, Усть-Куйга—Батагай, Усть-Куйга –Нижнеянск. Вот что они пишут:

«Мы, водители с 20—30-летним стажем, просто не помним таких дорог в Устьянье. Они скользкие, спуски и подъемы не подсыпаются, работать с прицепами невозможно, да и опасно для жизни. По всей трассе снежная качка, перевалы от заносов своевременно не чистятся. Дорожников практически не видим. Техники у них нет, дорогу укатывают погрузчиком и бульдозером поперек полотна, из-за чего образуются качка и «гребни», по которым невозможно ездить. По трассе Усть-Куйга – Нижнеянск от автозимника осталось одно направление.

У нас возникает вопрос: как мог выиграть тендер предприниматель А.М Кривошапкин, не имея дорожной техники, а специализированное предприятие в Усть-Куйге, где она есть, просто уничтожают?»

В считанные дни туда вылетела правительственная комиссия во главе с зампредседателя Госкомобеспечения РС (Я) Жаном Бурцевым. Проведя совещание с участием инициатора жалобы Андрея Мошкова, она пришла к выводу, что указанные трассы находятся в удовлетворительном состоянии.

Смена хозяев

Впрочем, чтобы понять причины, побудившие водителей подписаться под письмом, стоит взглянуть на ситуацию немного с другого ракурса, похоже, дело не только в техническом состоянии трассы. До 1 января 2016 года за дороги жизни в арктическом районе много лет отвечало Управление автомобильных дорог РС(Я). В Усть-Куйге базировалось предприятие, традиционно получающее подряды упрдора, — ООО «Куйга Автодор», у которого имелась шнекороторная и другая дорожная техника для очистки снежных заносов и выполнения прочих дорожных работ.

После передачи полномочий по обслуживанию и содержанию дорог созданному два года назад казенному предприятию «Дороги Арктики», базирующемуся в поселке Белая Гора Абыйского улуса, новый заказчик провел аукцион на определение подрядчика на плече Усть-Куйга— Депутатский и Усть-Куйга – Нижнеянск. Трассу Батагай- Усть-Куйга «Дороги Арктики» взялись обслуживать самостоятельно.

Кстати, по словам замгендиректора предприятия Николая Попова, на этом участке работают три колесных трактора К-700 и два «Урала». В прошлом году было приобретено на бюджетные средства 55 единиц новой дорожной техники, хотя размещать ее пока негде, своих гаражей в Усть-Янском районе у «Дорог Арктики» нет.

Аукцион раздора

Но вернемся к подрядам на плече Усть-Куйга—Депутатский и Усть-Куйга—Нижнеянск. Аукцион по ним проходил в электронной форме, победу одержал индивидуальный предприниматель Алексей Кривошапкин. У водителей из Усть-Куйги, которые на протяжении многих лет были стабильно обеспечены подрядами на этих трассах, результаты аукциона вызвали, по крайней мере, удивление.

Алексей Кривошапкин ранее к дорожной отрасли отношения не имел, водители знают только о его работе в правоохранительных органах и поэтому недоумевают, откуда взялось это новое предприятие. При этом задаются вопросом, каким образом оно может быть сразу обеспечено необходимыми кадрами и техникой? И самый главный вопрос: почему подряд не достался ДРСУ «Куйга Автодор»?

Генеральный директор КП РС(Я) «Дороги Арктики» Владимир Чусовской по поводу результатов аукциона сообщил, что усть-куйгинское автодорожное предприятие на участие в аукционе документы вообще не подавало. В свою очередь собственник предприятия Михаил Чиряев (он же является директором ООО «РЭК-Яна», о которой мы писали в прошлой статье – прим. YKTIMES.RU) это подтвердил, пояснив, что условия контракта изначально были такими, что участвовать в аукционе не имело смысла.

«Объемы и стоимость дорожных работ в контракте неоправданно занижены, хотя объективные условия – постоянная пурга, связанные с ней риски, и расстояния между населенными пунктами, не изменились. Один день метели на 50-километровом плече Усть-Куйга–Нижнеянск перечеркивает враз все, что с огромными затратами и человеческими усилиями делалось до этого, и нужно начинать все заново. С такими условиями контракта мы не пошли на аукцион. В итоге предприятие с дорожной техникой и теплыми гаражами пришлось заморозить, сейчас оно находится на стадии продажи. 70 человек, чтобы прокормить семьи, зарабатывают на жизнь кто как может».

Комментарии

Сергей Чендаров, водитель:

— Я тридцать шесть лет работаю на усть-янских дорогах, но чтобы столько проваливалось и переворачивалось машин на границе с Верхоянским районом, вижу впервые. Раньше дорожники выставляли знаки, знали, где делать объезды, утрамбовывали пустоты шлаком и снегом. Сегодня в Северный, Казачье, Нижнеянск проехать невозможно. Трассы перегружены машинами, приезжие водители подгребают все под себя. Подрядчики требуют, чтобы мы сами искали деньги на заправку топливом, а где их возьмешь, если мы работаем два-три месяца зимой. Уже конец февраля, а зарплату давали в декабре.

Как видите все то же самое, о чем писали и мы. Разве что более подробно расписано как удалось выжить из бизнеса Михаила Чиряева. Спустя год после выхода статьи в официальной правительственной якутской газете, несмотря на все письма, совещания и прочие чиновничьи телодвижения, ситуация не поменялась.

На мой взгляд, ситуация в Усть-Янском районе стала только хуже.

И такая ситуация по всей республике. В прошлой статье мы вкратце упоминали о прошлогодней катастрофе с зимниками на Нижней Колыме, которую обслуживает «Управтодор РС (Я)» (подрядчик – ЗАО «Дороги Колымы»). Напомню, водители жаловались, что дорог просто нет.

Добавлю, в середине марта 2016 года комиссия Минтранса и «Управтодора» Якутии вылетала в Нижнеколымский улус и на месте разбиралась с ситуацией. Кроме всего прочего правительственные чиновники отметили,

Также озабоченность руководителя района вызывает техническое состояние ЗАО «Дороги Колымы». В поселке на базе предприятия имеются два трактора, и оба они сейчас на ремонте. Техника сильно изношена.

Это было в марте прошлого года. Что же мы видим в этом году? Все то же самое – два трактора ЗАО «Дороги Колымы» не справляются с пробивкой зимников. Дороги нет. Как пишет ИА SakhaNews,

Основная причина в том, что дорожники ЗАО «Дороги Колымы» не были готовы к такому развитию событий. В гараже этого ЗАО в Черском всего два старых трактора К-702, есть еще «Трэкол», «УАЗ» и топливозаправщик. Вот и вся техника на 450 км зимника Черский-Андрюшкино и 68 км зимника Черский-граница с Чукотским автономным округом.

Подготовка дорожников в Черском к зимнику вызывает вопросы. Не хватало квалифицированных специалистов – этот вопрос они решили только в декабре. Почему-то не был приобретён уголь для гаража дорожников, и этот вопрос пришлось решать лично главе района. Почему этот вопрос не был решён головным предприятием дорожников в Среднеколымске, остаётся загадкой.

30 января во время работы дорожников на участке зимника Карлуково-Андрюшкино провалился под лёд один из двух тракторов К-702. И сейчас у них по-прежнему один трактор. В среднем за сутки продвигаются на пять км. Сейчас им осталось примерно 150 км. Точной информации в Черском нет, поскольку дорожники не сообщают об этом ни в ЕДДС Нижнеколымского района, ни в администрацию района.

Судя по всему, зимник Черский-Андрюшкино не откроется никогда.

А теперь скажите, во всех этих бедах виновата погода? Электрики? А может вообще «барабашка»? Или бесхозяйственность, вороватость и наплевательство республиканских чиновников? Почему буквально за несколько лет и без того не блестящая ситуация с зимниками в Якутии резко ухудшилась? Ведь сейчас информация о завозе больше напоминает сводки боевых действий, чем рутину о завозе топлива и необходимых материалов? Почему за эту бесхозяйственность водители платят своим здоровьем и жизнью?

Но самое умилительное во всей этой фантасмагории, что при любом ЧП наши чиновники рапортуют: ситуация на особом контроле властей региона, ситуация под контролем правительства. Всегда и везде. Что бы ни случилось – от наводнения и мора коров, до катастрофы с зимниками. У них всегда все под контролем. Как говорится, «бобик сдох» под контролем правительства.

Так и хочется спросить – а кроме ЧП вы еще что-нибудь контролируете? Ну, там подготовку к зиме, чиновников на местах или хотя бы обычный порядок в хозяйстве? Ну, хоть что-то еще кроме катастроф? А то, ведь якутяне так и замерзнут под вашим неусыпным «контролем»…

Александр Злобин.

P.S. После выхода нашей статьи, Ил Тумэн сообщил, что осужденный год назад бывший директор «Управтодора РС(Я)» Юрий Михайлов наконец-то сложит полномочия депутата республиканского законодательного собрания.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


Один комментарий к “«Бобик» сдох. Правительство Якутии держит ситуацию под контролем”


  • Отправил Злобин (12.02.2017 )

    Опять злобным голосом вещает)), ну человек. Ему бы северами рулить. Я бы послал его начальником чукотки. Жизнь не знает а, пишет. Не советское время же, сейчас капитализм. Вот где собака зарыта. Это системно. :yahoo:

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question