Сегодня: 26.04.24 г.
YKTIMES.RU

Авторский взгляд

Кому в Якутии выгодно сажать людей? (окончание)

9.07.2019

Забавно так, пытаешься получить законно причитающиеся тебе деньги – в СИЗО. Исполняешь свои должностные обязанности – в СИЗО. Не платишь год, фактически, «кидаешь» партнеров, берешь деньги у физлиц, а когда тебя допекают с вопросами об оплате – идешь в ФСБ и пишешь заяву о вымогательстве взятки. И не платишь дальше. 

А где и за что взятка?

Ст. 290 УК РФ «Получение взятки»:

«Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе…».

Айна Неустроева утверждает, что соглашение от 16 мая 2019 г. между «Утум-Инвестом» и «Строй-Академией» подписано исключительно под давлением заммэра Василия Гоголева. И якобы это связано с повышением этажности в ЖК «Кристалл».

Давайте разберемся.

Как мы уже отметили, «Строй-Академия» могла претендовать на повышение этажности в любом случае – зона застройки это позволяла, процедура было пройдена, результат ее положительный. Если бы мэрия Якутска, без достаточных оснований, отказала застройщику, то фирма легко могла добиться своего через суд. Благо, прецеденты есть. И Василию Гоголеву и Айне Неустроевой это хорошо известно – как минимум, по одному случаю есть опыт судебных исков. И никакое желание или обещание мэра Якутска Сарданы Авксентьевой тут роли не играет.

Безусловно, Василий Гоголев мог бы потянуть, волокитить вопрос, но рано или поздно он был бы обязан удовлетворить требование «Строй-Академии». По закону. Для примера можно посмотреть на историю того же застройщика Петросяна – сколько бы мэрия, прокуратура и прочие заинтересованные лица не упирались, но закон есть закон. Пока застройщик соблюдает закон и процедуру, то отказать ему невозможно.

А в истории со «Строй-Академией» Василия Гоголева та же фирма уже один раз хорошо научила и предметно показала, что закон нарушать нельзя. Как видно, он это понял и теперь это понимание ему пытаются вменить в вину. Довольно забавно, на мой взгляд.

По состоянию на 16 мая 2019 г. – дату подписания дополнительного соглашения с увеличением передаваемых площадей – «Строй-Академия» не исполнила практически всех своих обязательств по первоначальному варианту договора от 23 мая 2018 г. Подчеркиваю – оплаты за землю нет почти год. «Утум-Инвест» передал земельный участок, а взамен получил дырку от бублика.

На мой взгляд, если бы Айна Неустроева выполнила свои обязательства, то «дела о взятке» вообще бы не было. То есть вся история, по сути, начинается с невыполнения «Строй-Академией» своих обязательств по договору.

Сам договор от 23 мая 2018 г., на мой взгляд, составлен в пользу «Строй-Академии». Например, в нем детально прописана финансовая ответственность «Утум-Инвеста» за проволочку с передачей земельного участка – 0,2 процента от суммы договора за каждый день просрочки. То есть, в случае затяжки процесса передачи земли, Георгий Карамзин обязан был платить Айне Неустроевой по 300 тысяч рублей в день.

Для «Строй-Академии» подобных финансовых санкций в договоре не предусмотрено.

Максимум, и то при удачном исходе судебного процесса, на что может рассчитывать «Утум-Инвест» по закону – проценты в размере ключевой ставки ЦБ России. На сегодня это 7,5%. Согласно калькулятору задолженности сайта Арбитражного Суда, за год Георгий Кармазин может получить со «Строй-Академии» штрафных процентов на сумму 11,3 млн.руб. Это где-то 31,1 тысяча рублей в день. То есть на порядок меньше, чем причитается «Строй-Академии» согласно договору – Неустроевой 300 тыс.руб. в день, а Карамзину 31 тыс. руб. в день.

На мой взгляд, не предусмотрев в договоре зеркальные финансовые санкции Георгий Карамзин очень сильно «лоханулся». По всей видимости, именно с этим и связана длительная претензионная работа «Утум-Инвеста» со «Строй-Академией». Ведь, по сути, единственный рычаг, который мог использовать Георгий Карамзин в суде – расторжение договора и возврат земельного участка. А при идущем строительстве и наличии дольщиков – это очень даже непросто. Совсем непросто.

Будь бы в договоре адекватные финансовые санкции, то вопрос бы решился намного проще – пошел в суд, «включил счетчик» и получил бы те же площади без лишней головной боли. А теперь Георгий Карамзин сидит в СИЗО…

Каразин СИЗО

Имели ли право Георгий Карамзин требовать и получить дополнительные площади в строящемся доме? Да, имел – как компенсацию за просрочку платежа и не исполнение других условий договора. Даже если это не предусмотрено договором, то есть целая глава в Гражданском кодексе, где довольно подробно расписано какая существует ответственность и в каких случая применяется. Договора должны исполняться.

Имела ли право «Строй-Академия» увеличивать этажность в доме? Да. При соблюдении строительных норм, городские правила застройки позволяют в этом районе строить дома в 16 этажей. Если у застройщика есть все необходимые экспертизы, то он может просить отступить от первоначального проекта и построить дополнительные этажи.

Имели ли право Василий Гоголев подписать разрешение на увеличение этажности? Не просто имел, а обязан был сделать это в силу закона и своих должностных обязанностей. Застройщик прошел всю необходимую процедуру и его требования основаны на законе и городских правилах. Они могут не нравится городским властям, но они обязаны их выполнять.

Какое отношение эти дополнительные метры имеют к разрешению на повышение этажности и к самому Василию Гоголеву – не совсем понятно. При квалификации ст. 290 УК РФ «Получение взятки» один из главных признаков преступления – корысть, личная выгода чиновника.

«Утум-Инвест» получил компенсацию от «Строй-Академии» на которую, на мой взгляд, имел полное право. Причем тут заммэра? Где его выгода? Он получил взятку от Карамзина с Самсоновой? Есть юридические обязательства по передаче ему в будущем обратно доли в ООО «Утум-Инвест»? Или о передаче ему полученной недвижимости? Это ведь не дензнаки их так просто в карман не положишь, должны быть юридически обязывающие и правоустанавливающие документы.

Если вы живете в квартире, то это не означает, что она ваша. Вашей она станет, когда вы получите свидетельство и регистрацию в Росреестре. А до этого у вас на квартиру никаких прав собственности нет.

Силовики утверждают – «взятка получена заместителем главы». Где? Где юридическая связь между метрами, по моему мнению, законно полученные «Утум-Инвестом» и лично Василием Гоголевым? Если есть какие-то документы, в которых строит его фамилия, то так и скажите. Но пока ничего нет. Силовики просто многозначительно пишут – Гоголев ранее был совладельцем этой фирмы.

Был. Ну и что? Сейчас-то он к ней никакого отношения не имеет, следовательно, ни на что претендовать не может.

Так где тут взятка?

Министра строительства тоже сажать надо?

Имел ли право заммэра Василий Гоголев вмешиваться во взаимоотношения «Утум-Инвеста» со «Строй-Академией»?

На мой взгляд, не просто имел право, а даже обязан. Что называется, по должности, он обязан следить за застройщиками и в случае, если затрагиваются интересы граждан, должен вмешиваться. Не доводя до появления обманутых дольщиков.

По факту, застройщик строит жилой дом, привлекает дольщиков-физических лиц и при этом не выполняет своих финансовых обязательств перед другими партнерами. Если он почти «кинул» одного, то где гарантия, что он также не «кинет» и всех остальных? Ведь если бы «Утум-Инвест» начал судебную процедуру по расторжению договора и возврату земельного участка, на что имел полное право, то стройка встала бы минимум на 1 год. Минимум. Например, у Петросяна, из-за длительных судебных баталий, стройка стоит уже более 2-х лет. Замораживание строительства ЖК «Кристалл» на длительный срок и появления обманутых дольщиков, в такой ситуации, более чем реально.

А за обманутых дольщиков сейчас очень сильно спрашивают – вопрос на контроле лично у Президента России Владимира Путина. Про Генпрокуратуру и прочих надзирающих и говорить нечего. Для примера достаточно посмотреть, как якутский Минстрой решает вопросы по обманутым дольщикам.

Например, только под его давлением и прямом вмешательстве министра Павла Аргунова состоялась нашумевшая передача недостроенного дома от обанкротившегося ООО «Северная строительная компания» к «Якутпромстрою».

Фактически, вся разница между этим случаем и историей со «Строй-Академией» – министр начал работу уже после появления обманутых дольщиков и громкого скандала, а заммэра вмешался до их появления, на стадии процесса.

А теперь скажите, что лучше – когда власть действует до скандалов или после?

А ведь на Павла Аргунова тоже много чего наговаривали и обвиняли в лоббировании исключительно интересов АО «Якутпромстрой». Теперь министра за решение вопроса с обманутыми дольщиками тоже в СИЗО «закроем»?

Минстрой Аргунов фото ЯСИА

На мой взгляд, Василий Гоголев не только должен был вмешаться, а более того – известить общественность о финансовых проблемах застройщика. Мне кажется, что дольщики имеют право знать о таких нюансах работы строителей – ведь они несут им свои кровно заработанные или кредитные деньги, за которые заемщикам придется очень долго расплачиваться. Я считаю, что народ должен знать, кому доверяет свои деньги. До него должна доводиться полная, независимая и достоверная информация о деятельности застройщика и его текущем финансовом состоянии. Подчеркиваю – информация достоверная и в режиме, что называется, он-лайн.

«В сухом остатке»

Итак, что мы имеем «в сухом остатке». Строитель Георгий Карамзин, который продал свое имущество и пытался с покупателя получить причитающиеся ему деньги, на которые имеет полное право – сидит в СИЗО. Заммэра Василий Гоголев, который по должности обязан следить за застройщиками, привлекающими участников долевого строительства – сидит в СИЗО. Застройщик Айна Неустроева, не заплатившая за полученное имущество, гуляет на свободе и обвиняет Карамзина с Гоголевым в вымогательстве взятки.

Забавно так, пытаешься получить законно причитающиеся тебе деньги – в СИЗО. Исполняешь свои должностные обязанности – в СИЗО. Не платишь год, фактически, «кидаешь» партнеров, берешь деньги у физлиц, а когда тебя допекают с вопросами об оплате – идешь в ФСБ и пишешь заяву о вымогательстве взятки. И гуляешь дальше. Маразм? Нет, это наша жизнь.

Напомним, «Строй-Академия» до сих пор так и не рассчиталась за земельный участок.

Кому выгодно и кто может?

Но делать из Айны Неустроевой всемогущего монстра тоже не стоит – не забывайте, что ее супруг тоже сидит в СИЗО. И женщину могли использовать в своих целях совсем другие лица. Чисто с коммерческой стороны, писать ей заявление, на мой взгляд, вообще бессмысленно – даже за минусом взятки выручка от продажи дополнительных этажей по моим оценкам составит не менее 200 млн.рублей. Какой коммерсант в здравом рассудке и трезвой памяти добровольно откажется от таких денег?

А в случае, если Гоголева осудят, то разрешение на строительство новых этажей должно быть аннулировано, как полученное преступным путем. И всю процедуру придется начинать заново – начиная с экспертиз и публичных слушаний. Кому это нужно?

С другой стороны, избежать оплаты, посадив партнеров, чете Алибековых-Неустроевых тоже не удастся. Договор законен, условия прописаны, сумма долга на балансе фирмы стоит и даже если «Утум-Инвест» пойдет под банкротство, то оплаты денег будет требовать тот же арбитражный управляющий. Так что платить придется в любом случае, независимо от местонахождения Карамзина, Самосоновой или Гоголева.

Алибековы фото журнал Журфикс

Георгий Карамзин заявляет, что за его делом стоит руководство республики. На мой взгляд, он ошибается. Меня трудно заподозрить в симпатиях к главе Якутии Айсену Николаеву, но, думаю, не он является застрельщиком этого дела. Случайным выгодоприобретателем – да. Но инициатором – вряд ли.

Айсен Николаев – очень осторожный чиновник. А история с арестом его бывшего помощника Егора Попова ему предельно наглядно показала, что у таких дел может быть самый непредсказуемый результат. Все помнят, что сказал Айсен Николаев своему арестованному бывшему помощнику Егору Попову – «Не порти мне карьеру!». Уголовные дела сравнительно легко начать, но неизвестно, что получишь в конце. Не думаю, что такой опытный политик, как Айсен Николаев, будет инициировать эту историю. Тем более, что вялотекущий конфликт мэрии Якутска и ДП-1 еще не достиг особой остроты, чтобы  прибегать к таким кардинальным и дорогостоящим мерам.

Точно знает, кто стоит за этим делом, Василий Гоголев, но он пока молчит. В последнее время заммэра занимался проверкой старых земельных дел мэрии Якутска – даже начали публиковаться списки получивших земельные участки в городе. И можно предположить, что кому-то очень не понравилось, что новая городская власть начала обнародовать эти вещи. Таких «интересантов» может быть великой множество, но далеко не всем по силам организовать «спецоперацию».

Делом Руслана Алибекова занимается СЧ РОПД МВД РС(Я), делом Гоголева и Карамзина – Следственный комитет РФ. Это разные структуры. Единственное ведомство, что связывает этих два дела – это УФСБ Якутии. Как известно, некоторые сотрудники этого ведомства имеют интерес к городским делам и давние связи с городскими властями. Бывший чекист, а сейчас подследственный по коррупционному делу, Савва Алексеев был даже назначен советником Айсена Николаева, в бытность того мэром Якутска. Да и судебные разбирательства по делу Доржиева также приоткрыли некоторые нюансы этих связей. Кроме того, как мы уже писали, в деле Гоголева, УФСБ ведет себя, на мой взгляд, довольно странно.

В соцсетях активно обсуждают версию, что Айна Неустроева написала заявление на Василия Гоголева, чтобы помочь своему мужу. Но какой смысл следователям из МВД чем-то помогать СК РФ и облегчать участь Руслана Алибекова? На мой взгляд, особенно учитывая давние «теплые» отношения между ведомствами, никакого.

Думаю, единственные, кто имеет возможность договориться с ведомствами и провернуть этот «гешефт со взяткой» – некоторые сотрудники УФСБ и Прокуратуры Якутии. Но прокуроры пока никак не проявили интерес к этому делу…

Можно конечно размышлять и дальше, кому выгодно посадить Василия Гоголева и Георгия Карамзина, рано или поздно информация все равно станет известной широкой публике. Но пока видно одно – основания для задержания известных в городе людей очень мутные и шаткие. Это не означает, что они не виновны, но значит, что, по моему мнению, пока силовики не представили убедительных обоснований их вины.

А хотелось бы знать, за что именно сейчас силовики хватают людей. Дело Голунова очень хорошо показало, что иногда за арестами стоит просто произвол и должностные преступления.

Мы будем и дальше внимательно следить за развитием событий.

Владимир Нифонтов.


Также вас может заинтересовать:

Написать ответ:


Один комментарий к “Кому в Якутии выгодно сажать людей? (окончание)”


  • Отправил Некрасов (9.07.2019 )

    Статья – очень и очень тенденциозная. Прямо как на информационной войне. Тезисы очень лукавые, местами даже ложные. :whistle:

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
B-) 
:wacko: 
:yahoo: 
:rose: 
:heart: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:question